Олег Германович, Исполнительный директор TELS GLOBAL
Из ответов на вопросы исследовательского агентства M.A Research
О перестройке отраслевых решений
Одним из серьезных потрясений для участников ВЭД после февраля стала невозможность дальнейших поставок по наработанным схемам из Европы. Устоявшиеся отраслевые решения резко утратили значительную часть своих возможностей.
Отказ крупных иностранных логистических операторов от сотрудничества с российскими контрагентами сократил провозные возможности на всех направлениях. Запрет на движение российских и белорусских автоперевозчиков по территории ЕС усугубил эту проблему. Стоимость международной доставки грузов выросла в разы практически во всех сегментах логистического рынка. Для ориентировки: диапазон ставок из Европы в РФ в мае варьировался в диапазоне 5-18 тыс. евро за фуру.
Санкционные ограничения резко снизили грузопоток из Европы. Поставки из ЕС в РФ уже в марте 2022 года к марту прошлого года сократились в отраслевом разрезе примерно:
- на 50% - в химической промышленности;
- более 60% - в бытовой технике;
- на 25% - в продуктах питания;
- более 45% - в целлюлозно-бумажной продукции;
- почти 40% - в стройматериалах;
- почти 30% - в FMCG;
- более 45% - в напитках;
- более 55% - в металлургии;
- более 90% - в автопроме;
- почти 40% - в сельскохозяйственной продукции;
- почти 35% - в текстиле;
- более 50% - в машиностроении;
Увеличились только поставки фармацевтической продукции на 25%.
Сегодня главной проблемой импортеров является необходимость в географической переориентации своих экономических связей и организации новых цепочек поставок. Российские импортеры начали активно искать возможности заменить утраченных европейских поставщиков производителями в Юго-Восточной Азии, в основном Китае. Но это невозможно сделать быстро:
- Китайские производители, долгое время находящиеся под прессом антиковидных ограничений и дефицита энергоресурсов, не могут резко нарастить производство для удовлетворения возросшего спроса.
- В ситуации превышения спроса над предложением китайские поставщики не торопятся быстро заключать сделки с новыми покупателями.
- Логистика из Китая остается сложной в силу ковидных ограничений, а также по причине отказа крупнейших морских линий работать с российскими портами.
- Недостаточная пропускная способность приграничных автомобильных пунктов пропуска с Китаем и ограничение времени их работы. К сдерживающим факторам стоит отнести и выдаваемые администрацией приграничных областей Китая «квоты» на въезд машин в Китай.
О росте доли рынка 3PL-услуг
В результате всех произошедших событий доля 3PL-услуг в общем обороте логистического рынка имеет явную тенденцию к росту, чему способствуют:
- изменение направлений международной торговли с Запада на Восток – а в этом направлении работают в основном мультимодальные схемы;
- резкое снижение возможностей прямой доставки грузов в/из Европы одним автомобильным перевозчиком – перевозка в два плеча с перецепкой/перегрузкой на границе предполагает уже комплекс услуг и организацию работы с несколькими подрядчиками.
- сложности с международными платежами – крупные 3PL-операторы имеют больше возможностей обходить финансовые ограничения.
Большинство российских международных автомобильных перевозчиков, не ведущих своей полноценной экспедиционной деятельности, сегодня вынуждены работать с экспедиционными компаниями вместо прямых заказчиков.
О стратегии работы на рынке в текущем и следующем году
В июне мы перешли от формата антикризисного управления к своему обычному корпоративному управлению компанией, что является показателем адаптации бизнеса к сегодняшним реалиям. Возобновляем прием на работу персонала и финансирование части корпоративных социальных программ, возвращаемся к реализации приостановленных ранее проектов по модернизации бизнес-процессов, развитию отношений с поставщиками, повышению корпоративной социальной ответственности.
Мы не отказались от ключевых моментов разработанной ранее стратегии, поскольку достижение установленных целей не противоречит текущему развитию событий. Но тактика работы с разными географическими сегментами потребовала определенной корректировки.
Европейский и, условно, евразийский рынки резко и значительно дистанцировались друг от друга. Перспективы торговли России с Евросоюзом пока неопределенные со знаком «минус». Но это не означает, что торговля совсем прекратится, поскольку экономика успела стать глобальной. Мы планируем развивать свою деятельность как на внутриевропейском, так и на евразийском логистических рынках, и обеспечивать по мере потребности логистику между ними. Под «евразийским рынком» мы понимаем и регионы Юго-Восточной Азии, где работаем уже давно и организуем транспортную логистику для наших глобальных клиентов.