Ростех обещает автоматизировать проверку поездов из Китая. Насколько ускорятся контейнерные перевозки?

Пресс-служба госкорпорации Ростех сообщает о планах до 31 декабря 2021 года оборудовать железнодорожные пункты пропуска на российско-китайской границе инспекционно-досмотровыми комплексами (ИДК), позволяющими автоматически проверять грузы без остановки состава.

«Железнодорожный стационарный ИДК способен осуществлять досмотр поездов без остановки состава, на скорости до 70 км/ч, что позволит значительно ускорить процесс прохождения таможенного контроля», — говорится в сообщении Ростеха. Умный сканер сможет увидеть любой замаскированный тайник, даже если его оборудовали в одном из самых укромных уголков состава.

В Ростехе утверждают, что данный ИДК распознает органику, неорганику, тяжелые и легкие металлы, а точность его работы не зависит от плотности, укладки и свойств материалов. Он также может дистанционно оценивать вес товара с погрешностью не более 10%.

ИДК уже установлен в пункте пропуска Забайкальск. Теперь настала очередь других пунктов пропуска: КПП «Пограничный» (станция Гродеково) и пункта пропуска Нижнеленинское, который будет работать после ввода в эксплуатацию моста Нижнеленинское – Тунцзян.

Ускорятся ли контейнерные поезда?

Как прокомментировали заявление Ростеха в отделе железнодорожных грузоперевозок TELS GLOBAL, внедрение подобных досмотровых технологий действительно ускорит обработку контейнерных поездов и их прохождение через границу, но поезда все равно останавливать придется – это технологическая необходимость из-за разницы в стандартах железнодорожной колеи. Контейнеры перегружаются на платформы широкой колеи, идущие дальше по территории Российской Федерации.

Дмитрий Походенько, ГК TELSСпециалист по железнодорожным грузоперевозкам Дмитрий Походенько:

«Сегодня схема прохождения контейнеров через границу выглядит следующим образом: контейнерный поезд заходит на территории Российской Федерации – на контейнерный терминал Забайкальск, где контейнеры выгружаются на площадку. Здесь осуществляется прием ввозимых грузов не только железной дорогой, но и таможенной службой, производится транзитное таможенное оформление. По решению таможенных органов контейнеры выборочно могут быть выставлены на осмотр с использованием мобильного ИДК или досмотр – эти контейнеры остаются в зоне таможенного контроля терминала. Прошедшие транзитное таможенное оформление контейнеры грузят на железнодорожные платформы и отправляют поездами дальше.

Осмотр контейнеров, выставленных таможней, осуществляется с помощью примерно таких же по технологии ИДК, но только ждать очереди сегодня можно от нескольких дней до двух недель. При этом движение документов на терминале осуществляется вручную, что тоже увеличивает время обработки задержанных контейнеров.

Если на границе установить стационарный ИДК, который будет «на входе» автоматические сканировать все контейнеры, отпадет необходимость таможенного осмотра с использованием мобильного ИДК, количество задержанных контейнеров для осмотра уменьшится, так как таможня будет оставлять для досмотра только те контейнеры, где обнаружат какие-либо несоответствия.

Таким образом, если Ростех действительно выполнит свои обещания и технология будет работать, как задумано, заказчики грузоперевозок из Китая смогут получать свои грузы быстрее».

Использованные источники: chinalogist.ru, rostec.ru

P.S.: Волноваться за здоровье локомотивной бригады не нужно - рентгеновские лучи направляются только на грузовые вагоны и контейнеры, локомотивы не сканируются. Не пострадают и грузы. Параметры ИДК соответствуют стандартам радиационной безопасности и защиты от рентгеновского излучения, которые рекомендованы МАГАТЭ, ВОЗ и Международной комиссией по радиологической защите.