Отдел аналитики и маркетинговых исследований TELS GLOBAL провел маркетинговый аудит логистической отрасли в новых условиях. В представленном топ-менеджменту компании отчете приведены результаты анализа трендов рынка логистики, оценка емкостей разных отраслей рынка, поведение этих отраслей в кризисных ситуациях, прогнозы развития и емкость рынка ТЛУ по разным видам транспорта и направлениям перевозок.
В этой статье (первой из планируемой серии публикаций) приведены данные одного из разделов отчета: тренды рынка, получившие развитие и ускорение в результате пандемии и определяющие будущее транспортной логистики.
«Жизнь после пандемии» - это, конечно же, условное определение. К сожалению, пандемия еще не закончилась, но уже стала фактором, который сильно изменил мир, и эти изменения устойчивы. Какие изменения, смыслы и цели, форматы взаимодействия диктует нам новый мир?
Трансформация бизнеса и изменения цепочек поставок
В индустрии логистики, как и во многих других отраслях, отмечается ускорение процессов трансформации. Пандемия COVID-19 привела к динамичным изменениям в сфере автоматизации рабочего пространства и на несколько лет приблизила диджитализацию отрасли. Трансформация бизнеса идет по следующим трекам:
- Модернизация всех точек взаимодействия в цепочках поставок, в том числе создание цифрового взаимодействия с клиентом при обработке заказов и транспортировке.
- Всплеск онлайн продаж в В2В сегменте – изменение формата продаж, оцифровка стандартов обслуживания, что приводит к обезличиванию коммуникаций в результате их автоматизации.
- Заказ перевозок с мобильного устройства. Появление отдельной отрасли «Мобильные перевозчики».
- Даже после окончания пандемии сохраниться практика удаленной работы сотрудников и акцент на развитии онлайн-торговли.
- Увеличение интернет-маркетинга и онлайн активностей (перевод всех мировых логистических мероприятий в онлайн формат).
Логистическим провайдерам необходимо оперативно адаптироваться к меняющимся условиям. В посткризисный период будет сохраняться ряд трендов, возникших в период пандемии, и эти тренды будут оказывать существенное влияние на отрасль логистики во всем мире. Нас ждет:
- Усложнение цепочек поставок, изменение маршрутов, «естественный отбор» участников рынка, обострение конкуренции.
- Развитие внутренних рынков и логистических цепочек: кризис дал мощный толчок для развития внутреннего продукта, производства внутри страны.
- Увеличение спроса на услугу «сборные грузы».
- Новые перспективы для железнодорожных перевозок.
- Появление спроса на доставку товаров в российскую глубинку.
- Растущий спрос на экологически безопасные решения.
- Изменения торговых оборотов в различных отраслях (выделение устойчивых отраслей, например, сегмент продуктов питания, ритейл, FMCG, фарма - позволяют наращивать результаты).
После пандемии логистический мир уже не будет прежним. Но компании, которые следят за трендами и быстро адаптируются к меняющимся обстоятельствам, смогут управлять ситуацией, создавать востребованные услуги и усиливать свои позиции в бизнесе.
Подробнее о трендах
Тренды-последствия пандемии
Обострение конкуренции в борьбе за клиентов. “Быстро, качественно, дешево – выберете любые два” – это уже перестает работать и в будущем потеряет актуальность. Качественным сервисом уже не привлечешь, т.к. качественный сервис становится некоторым must have (должно быть), а не конкурентным преимуществом. Лидерство на рынках за теми, кто предложит “3 из 3-х”, а сегодня это уже становится возможным благодаря дешевеющим технологиям.
Возможен демпинг на логистическом рынке при возобновлении коронокризиса, так как перевозчики при уменьшении количества грузов будут стремиться загрузить простаивающий транспорт. Многие компании не выдержат длительного демпингования.
Не все логистические операторы справятся в равной степени с усложнением цепочек поставок – здесь будет пересмотр отношений и переход клиентов к другим подрядчикам.
Уход с рынка слабых игроков. Кризис COVID-19 – «идеальный шторм». В ближайшее время рынок логистических услуг будут вынуждены покинуть мелкие и некоторые средние игроки. Тот, кто успел накопить ресурсы за предыдущие годы и не обременил себя значительными обязательствами, сейчас посмотрит на возможность что-то купить, нарастить парк и долю рынка. Произойдет череда банкротств, слияний и поглощений.
Развитие коллабораций, кооперации, объединение сервисов. Игроки начнут объединяться для совместного пользования услугами друг друга. Логистические и сервисные компании начинают сотрудничать, разрабатывать новые комплексные предложения для клиентов и, как следствие, усиливать совместные позиции, объединяя свои сервисы.
Локализация производств. Международные корпорации готовы переносить сборочные производства в регионы сбыта. Особенно много про это стали говорить после закрытия Китая в коронакризис. Вероятность дальнейших эпидемий остается.
Логистические компании будут вынуждены иметь антикризисный план. Опыт кризиса в период пандемии подстегнет руководство логистических компаний иметь в кармане «план B» – пакет антикризисных мер и финансовую подушку безопасности.
Перевод большей части сотрудников на удаленную работу. Это потребует оптимизации и автоматизации всех бизнес-процессов логистического оператора. Вовлечение сотрудников в развитие компании путем создания платформ для обмена идеями поможет создать в организации прозрачные и отлаженные бизнес-процессы.
Переход мировых логистических мероприятий в онлайн-формат. Тренд на проведение большинства мероприятий в онлайн-формате сохранится, поскольку такой формат проведения встреч, переговоров, вебинаров, конференций показал достаточную эффективность. Оффлайн-мероприятия, запланированные в 2020 году, не наберут более 60% от запланированного количества посетителей. Многие мероприятия будут отменены.
Развитие аутсорсинга. Большие обороты наберет тренд передачи непрофильных процессов и услуг на аутсорсинг. Хотя этот тренд активно развивается с 2000-х годов, сейчас он дает не только возможность сохранения бюджета, но и существенную экономию времени.
Развития доставки посылок дронами и «автопилотных» доставок. Данный тренд пришел из Азии как продолжение идеи бесконтактной доставки. В период пандемии в Китае так доставлялось большинство посылок «на дом».
Цифровизация
Внедрение новейших IT-технологий. Об оптимизации и диджитализации говорили давно, но не все решались на реальные глубокие изменения. В период пандемии многие компании решились перевести свою работу «на новые рельсы». В логистике началась IT-революция.
Усилилась роль IT-платформ для логистических компаний с целью обмена тарифами и ставками, взаимодействия с контрагентами.
Управление цепочками поставок в режиме реального времени (SCV) перестало быть "технологической изюминкой" и становится практически необходимым условием. Данные в реальном времени сейчас востребованы все большим количеством клиентов, а это значит, что предприятия логистики должны будут сосредоточить на этом вопросе много усилий.
Заказ перевозок с мобильного устройства, появление отдельной отрасли «мобильные перевозчики». Высокоавтоматизированная логистическая цепочка сейчас очень востребована. Грузовладельцы нуждаются в полном спектре услуг с режимом доступа со своего мобильного устройства. Клиент получает возможность заказать перевозку на цифровой логистической платформе, нажимая на кнопку в мобильном приложении. Именно такие системы будут востребованы и в будущем.
Автоматизация процессов, роботизация и искусственный интеллект. Роботизация складских операций, беспилотные штабелеры и транспортировщики вместо грузчиков и комплектовщиков – уже реальность.
В результате автоматизации и оптимизации процессов будет падать потребность в логистах, выполняющих операционные функции: речь идет о снабженцах, диспетчерах, специалистах по отгрузкам, складских менеджерах и т.д.
Такая профессия как экспедитор в ближайшие 5-7 лет может стать рудиментом из-за появления электронных интернет-сервисов, связывающих грузовладельца с агентами, перевозчиками, терминалами, страховыми компаниями и подбирающих схемы поставок. Останется только согласовать вопрос документооборота и финансирования.
При этом высокой ценностью будут обладать логисты-архитекторы, владеющие мультикомпетенциями в сферах закупочной, складской, транспортной, производственной, распределительной логистики, управлении производственными процессами, инструментами математического анализа, знаниями IT-технологий. Такие специалисты нужны для построение эффективных логистических систем.
Кроме того, началась интеграция в отрасль искусственного интеллекта: соединение опыта и знаний человека с безостановочным быстрым решением рутинных задач искусственным интеллектом создает новые огромные возможности.
Изменения в спросе на логистические продукты
Развитие внутренних грузоперевозок и логистических цепочек. Кризис дал мощный толчок для развития внутреннего продукта и производств внутри страны. Уменьшение грузовых потоков из Азии и угроза закрытия границ с Китаем при возникновении следующей волны пандемии приводят к тому, что часть ресурсов, товаров, продуктов, которые ранее закупались именно там, производители будут пытаться произвести в своей стране. Например, топ-5 товаров, которые поставляются в Россию из Китая (смартфоны, чеснок, профессиональное спортивное оборудование, химические удобрения, одежда и обувь), возможно производить внутри РФ. Будет наблюдаться рост внутреннего производства в связи с закрытием границ и, как следствие, развитие внутренней логистики и ее выход на новый уровень качества.
Увеличение спроса на услугу «сборные грузы». Наблюдается тенденция к уменьшению партий доставляемых грузов и увеличение количества отправляемых сборных грузов. Сокращение авиаперевозок «перебросит» часть спроса на перевозку мелкопартионных грузов в пользу авто и ж/д транспорта. Особенно высокий спрос наблюдается сейчас на сборные грузы из европейских стран.
Компании начали менять автотранспорт на железнодорожный. Аналитики говорят, что в связи с высокой волатильностью ставок на авиа- и морской транспорт произойдет перераспределение объемов в сторону сухопутных перевозок, особенно на маршрутах Азия – Европа. Несмотря на то, что границы для международных грузовых отправок открыты, строгие проверки, карантин, замена водителей и другие меры могут замедлять скорость доставки автомобильным транспортом. Это открывает новые перспективы для железнодорожных перевозок. Отмена пассажирских поездов позволила освободить расписание для курсирования грузовых составов.
Появление спроса на доставку товаров в российскую глубинку. Доставка широкого спектра товаров FMCG получит распространение даже в отдаленных поселках. Потребление в небольших городах и селах стремительно возрастет, туда придут и тренды из мегаполисов. Компании-перевозчики научатся находить индивидуальные решения. При этом короткий путь доставки – не всегда самый оптимальный.
Экологичные решения
Растущий спрос на решения по сокращению отходов и выбросов в атмосферу. Учитывая серьезные намерения правительств стран и администраций городов по снижению выбросов CO2 и сокращению объема мусора, экологически безопасные решения становятся фактически обязательным требованием для индустрии логистики. До 40% объема грузовых отсеков остаются пустыми из-за громоздкой упаковки, что подталкивает к переосмыслению вопросов упаковки грузов. Оптимизация процессов, материалов, новые двигательные технологии и «умные» объекты предлагает широкие возможности для индустрии стать более экологически безопасной. «Умная» контейнеризация также будет играть важную роль в разработке экологичных форматов доставки в густонаселенных городах.
Соблюдение санитарных норм, дезинфекция оборудования и транспортных средств станет нормой и требованием со стороны получателей. В целях безопасности логистические компании будут вынуждены продолжать соблюдать санитарные нормы.
Бесконтактная доставка. Выигрывать будут те компании, которые смогут предложить наиболее безопасный для здоровья способ доставки товаров. Покупатели готовы переплачивать 5-10% от стоимости за товары с быстрой доставкой (1-3 дня), чтобы иметь возможность избежать посещения людных мест.
Что делать операторам логистического рынка?
Преодоление текущего кризиса – это испытание для управленческих команд всех игроков логистического рынка. Нужно оперативно разрабатывать дальнейший план действий, что требует ресурсов целой команды, включая юристов, финансистов, экономистов. Параллельно с этим необходимо пересматривать партнерские отношения с подрядчиками, корректировать сроки и обязательства по договорам, тщательно работать с оборотным капиталом и ликвидностью.
Суммируя все вышеизложенное и сублимируя это в некий принципиальный план действий, можно определить четыре основных задачи развития бизнеса, которые необходимо решать на проектном уровне.
-
Создание логистической экосистемы, которая соединит (скооперирует) вокруг себя инновационные и популярные сервисы, будет учитывать разработки конкурентов и требования клиентов. Среди них: цифровое взаимодействие с клиентами, автоматическое подтверждение заказов, закрепление машин, онлайн-трекинг.
-
Переход на клиентскую бизнес-модель в условиях растущей конкуренции. Развитие новых компетенций: клиент-менеджер = логист-архитектор.
-
Антикризисные проекты: в случае наступления неблагоприятных условий проактивная реакция на изменения – мгновенный отказ от работы с убыточными продуктами, сокращение затрат, перераспределение ресурсов.
-
Тотальная автоматизация: всё, что может быть автоматизировано, должно быть автоматизировано.
Источники: DHL Radar, BCG, PWC, РБК, SeaNews
Продолжение следует. В следующей публикации – результаты анализа емкостей разных отраслей рынка и их поведения в кризисной ситуации.