Мошенники активизировались: в каких ситуациях происходит хищение грузов?

Наталья Зуй, TELSНаталья Зуй, руководитель Юридического департамента ГК TELS

На фоне роста криминальных инцидентов на рынке грузоперевозок Юридический департамент ГК TELS еще раз напоминает своим сотрудникам и партнерам о важности соблюдения правил профилактики хищений грузов и процедур допуска подрядчиков к перевозкам.

Мошенники действуют умело и изощренно, обладают знаниями в области грузоперевозок, психологии, с легкостью входят в доверие к менеджерам, стараясь усыпить их бдительность и побудить к неосмотрительным действиям в обход инструкций по допуску подрядчиков к работе.

По итогам 2019 года на основании заявленных в ТТClub страховых случаев наиболее часто подвергались хищению следующие группы грузов:

  • 28% продукты питания и напитки;
  • 13% электроника;
  • 10% алкоголь и табачные изделия;
  • 7% изделия автомобильной промышленности;
  • 6% потребительские товары;
  • 5% строительные материалы;
  • 31% другие группы товаров (металлы, топливо, химикаты и иное).

Анализ страховых случаев позволяет составить перечень характерных ситуаций, которые могут закончиться хищением груза:

Размещение заказов в сети Интернет

Мошенники ищут в сети информацию о предлагаемых к перевозке грузах, связываются с менеджерами и предлагают свои услуги по привлекательным ценам. Следует исключить размещение заявок в Интернете в открытом доступе, используя его только для поиска, проверки и отбора субподрядчиков для перевозок в будущем.

Связь с субподрядчиком только через мобильную связь и публичные сервисы

Мошенники выходят на связь, предлагают свободные машины в разных регионах, настойчиво просят предоставить им заказы, выясняя категории перевозимых грузов и их стоимость. При этом все общение ведется исключительно по мобильной связи и электронной почте с «публичных» серверов (gmail, yandex и т.п.), в мессенджерах.

В таких случаях следует уточнить стационарный номер телефона субподрядчика и проверить его, а также адрес корпоративного веб-сайта и электронной почты, адрес офиса, указанного как место фактического расположения компании.

Отсутствие упоминаний в интернете

Серьезная, реально работающая транспортная компания не может вообще не упоминаться в Интернете. Помимо отзывов о компании на просторах интернета необходимо изучить сайт компании.

Крупные мошенники могут создавать сайты-клоны реально существующих транспортных компаний. Адрес сайта может отличаться лишь одной буквой, поэтому необходимо обратить на это внимание и сравнить адрес сайта потенциального подрядчика в различных источниках в интернете.

Регистрационные документы вызывают сомнение

Следует насторожиться в случае, если: предоставленные документы вызывают сомнение в достоверности/подлинности, компания зарегистрирована или прошла перерегистрацию в текущем году, сменился владелец, в собственности одна машина.

Зачастую мошенники используют документы и данные действующих компаний, полученные ранее по факсу или скаченные с общедоступных сайтов. Естественно, после хищения реальная фирма отрицает свое отношение к перевозке.

Поэтому после получения комплекта регистрационных документов необходимо тщательно проверить их достоверность, сверив с информацией, доступной на сайтах ведомств, отвечающих за регистрацию компаний, также рекомендуется связаться с руководством компании, а не с ее менеджером.

«Синдром пятницы»

Большинство случаев хищения груза происходит с перевозками, которые начинаются в пятницу с доставкой в отдаленный пункт назначения после выходных или праздников. За отведённое время мошенники успевают не только скрыться с грузом, но и беспрепятственно реализовать его. Следует отказаться от использования непроверенных субподрядчиков для перевозок в такие периоды, даже если это будет грозить вам штрафом за несвоевременную подачу транспорта.

Передача заказов в суб-субподряд

Даже самая тщательная проверка привлекаемого субподрядчика полностью теряет смысл, если последний передает заказ суб-субподрядчику, который не проходил никакой проверки. Не нужно тешить себя надеждой, что будет возможность получить возмещение убытков от нерадивого субподрядчика – на практике, он либо обанкротится, либо будет использовать любые возможности уйти от большой материальной ответственности. Рекомендуется запретить дальнейшую передачу определенных заявок в суб-субподряд либо в договоре согласовать такую схему работы с вашими субподрядчиками, чтобы избежать бесконтрольного привлечения сторонних компаний.

Использование «втёмную» добросовестного перевозчика или водителя

Одной из традиционных схем мошенничества является привлечение добросовестного перевозчика, который имеет все требуемые регистрационные документы, действующий полис страхования ответственности. Однако в процессе перевозки перевозчику или его водителю приходит указание (иногда просто по телефону!) от субэкспедитора-мошенника со ссылкой на грузовладельца – переадресовать груз получателю, отличному от ранее указанного в заявке. Таким образом груз оказывается в руках мошенников, а выполнивший заказ перевозчик ссылается на инструкцию своего непосредственного заказчика.

Если вы экспедируете дорогой ликвидный груз с ранее неизвестным посредником, необходимо убедиться, что до сведения перевозчика и его водителя доведен категорический запрет на переадресовку груза без подтверждения грузоотправителя.

Замена транспортного средства

Накануне загрузки мошенники присылают информацию о замене транспортного средства, подаваемого под загрузку. Экспедитор не успевает проверить данный автомобиль, а иногда вовсе не придает этому значения - просто меняет номер автомобиля в транспортном заказе.

К заменам транспортных средств следует относится с особым вниманием – уточнить причины замены, заново проверить транспортное средство и водителя, а также предупредить грузоотправителя о недопустимости загрузки несогласованного транспортного средства.

Недействующий полис страхования

Редко мошенничество совершают компании с действующим договором страхования. В большинстве случаев мошенники предоставляют поддельный, выпущенный на другую компанию, неоплаченный договор страхования, либо договор на короткий период страхования - обычно на период предполагаемой загрузки.

Для проверки действия полиса следует предпринять разумные меры, а именно – направить письменный запрос в страховую компанию, выдавшую полис, или позвонить по телефону и уточнить информацию по полису, записав при этом контактные данные сотрудника страховой компании, который вам сообщил вам сведения.

***

Для минимизации рисков утраты грузов компания TTClub рекомендует экспедиторским компаниям следующие процедуры:

  • При работе с дорогостоящими и высоколиквидными грузами всегда необходимо быть предельно внимательными и бдительными – максимально проверять потенциальных контрагентов.
  • Необходимо разработать инструкции по подбору и допуску субподрядчиков и строго следить за её исполнением сотрудниками.
  • Необходимо запрашивать рекомендации потенциальных субподрядчиков от других экспедиторов, перевозчиков, транспортных ассоциаций, проверять субподрядчика по отзывам в сети Интернет.
  • Перед допуском субподрядчика к перевозкам дорогостоящих и высоколиквидных грузов рекомендуется привлечение субподрядчика на испытательный срок.
  • Перевозку дорогостоящих и высоколиквидных грузов необходимо тщательно планировать, заранее определять для них список потенциальных субподрядчиков и маршруты перевозок с указанием одобренных для отдыха стоянок, инструктировать перевозчиков. Транспортное средство с грузом должно всегда оставаться под присмотром или на охраняемой территории.

Как эти рекомендации выполняет TELS?

Инструкция по допуску подрядчиков к работе по перевозке грузов в компании TELS обновляется по мере поступления информации о новых видах мошеннических схем. Инструкция исполняется на уровне бизнес-процессов с системой программного и организационного контроля. Поставщик проверяется на всех уровнях – от истории создания транспортного предприятия и смены состава учредителей, соответствия документов утвержденным образцам страны регистрации до информационной проверки репутации. Согласно Инструкции, признаками недобросовестной структуры могут быть:

  • информация в представленных документах не совпадает с информацией, полученной из наших информационных источников;
  • отсутствие какой-либо истории о деятельности поставщика;
  • в течение последних 1,5 лет произошла смена собственников и вида деятельности;
  • компания зарегистрирована по адресу массовой регистрации;
  • отсутствует интернет-сайт; либо сайт есть, но вызывает сомнения (недавно создан, слабо наполнен, отсутствует разработчик и пр.);
  • отсутствует стационарная телефонная связь с организацией; указанный в документах организации стационарный телефон принадлежит посреднику (диспетчеру) либо отсутствует вовсе;
  • отсутствует информация о сдаче обязательной финансовой отчетности;

и другие, всего более 20 пунктов с определением признаков недобросовестности, которые мы не будем полностью раскрывать, чтобы не ослабить эффект контроля.