Рынок транспортной логистики в мае 2020 года: начало восстановления спроса и роста ставок

IMG_07877.jpg

Распространение пандемии COVID-19 и связанные с ней карантинные мероприятия крайне негативно повлияли на рынок грузовых перевозок, но ситуация начинает меняться к лучшему.

Что происходило в мае на рынке международной транспортной логистики в разных его сегментах по видам транспорта, отраслям и направлениям перевозок? Информацией делятся топ-менеджеры Группы компаний TELS.

Автомобильные комплектные перевозки

Виталий Полик, TELSРуководитель Департамента автомобильных перевозок Виталий Полик

По направлению импорта из Европы с 11 мая в целом отмечается оживление рынка - многие страны ослабляют карантин, выходят из локдауна. Но сдерживающими факторами стали карантинные мероприятия в России, а также падение продаж ряда товарных групп. Сейчас количество запросов на импортные перевозки растет, ставки фрахта по некоторым направлениям начинают восстанавливаться.

Период выходных дней в апреле и начале мая, режим самоизоляции в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге резко снизили активность экспортеров, количество грузов сильно уменьшилось. С началом ослабления режима карантина деловая активность начинает восстанавливаться, запускаются проекты по вывозу продукции в страны Европы. Трудно прогнозировать темпы выхода на докризисные объемы, но можно с уверенностью сказать, что возврат к прежнему уровню ставок на рынке займет продолжительное время.

В сегменте перевозок между странами СНГ почти никто из основных заказчиков не закрывался на карантин. Но финансовые потери возникали из-за скачков курсов валют.

На рынке негабаритных перевозок также началось некоторое оживление. В основном речь идет о перевозке производственного оборудования: предприятия осуществляют запланированную ранее модернизацию, несмотря на ситуацию с курсами валют. Проекты, которые были приостановлены из-за ситуации с коронавирусом, сейчас возобновляются. Идет также и обновление ставок.

От дилеров техники запросов пока крайне мало и, как правило, все они под конкретный заказ для клиента – никто сейчас «на склад» не работает.

Сборные грузы из ЕС

Карачун Владимир, TELSРуководитель Департамента сборных грузов Владимир Карачун

С конца апреля началось смягчение карантинного режима в ЕС. На 20-ой неделе уже активно работают все значимые для Департамента сборных грузов направления – Германия, Италия, Польша, Бельгия, Чехия, Словакия, Великобритания и др.

Выход из карантина начинает влиять на ставки перевозчиков на внутриевропейском рынке, в частности, из/в Польшу. На длинном плече (Испания, Франция, Италия – Польша) ставки даже несколько снизились, поскольку появляется экспорт из Польши в эти регионы. На коротком плече (Германия, Чехия - Польша) – ставки растут, но еще не достигли докарантинного уровня. На плече Польша – Россия ставки пока стабильны. С учетом оживления и постепенного поднятия уровня ставок на внутриевропейском рынке, ожидаем, что ставки EU-RU тоже пойдут вверх.

Мультимодальные перевозки

Екатерина Войтова, TELSРуководитель Департамента мультимодальных перевозок Екатерина Войтова

Основная часть заказчиков плавно возобновляет работу, хотя большинство из них не ожидает резкого увеличения спроса сразу после выхода из карантина из-за низкой покупательской способности населения. Клиенты возвращаются к активному обсуждению «спящих» проектов – расчеты ведутся на конец мая– июнь.

Ситуация в отраслях с позиции спроса на мультимодальные перевозки:

  • Мебельная – плавное возобновление поставок, единичные отгрузки в мае, в июне ожидается увеличение поставок.
  • Мелкая бытовая техника – объемы не падали, идут чуть ниже запланированных, но в целом сопоставимо с предыдущими годами.
  • Торговые сети + алкоголь – перевозки идут.
  • Стройматериалы – заказчики ждут сезона, планируют поставки, оживление ожидают к концу мая – началу июня.
  • Корма для животных – перевозки идут, объемы упали незначительно.
  • Производственные предприятия медленно возобновляют работу. Пока используют имеющиеся запасы сырья, с конца мая–начало июня прогнозируют потребность в закупах сырья.
  • Товары для ресторанов, общественного питания и т.д. – тут полный провал, ожидается очень медленный выход из карантина.
  • Автозапчасти – объемы продаж и перевозок упали значительно, к концу мая ожидают плавное возобновление работы.

Объем морских перевозок TELS в мае увеличился почти в 2 раза по сравнению с апрелем, растет количество запросов как от действующих, так и новых заказчиков. Отмечаем видимый рост спроса на железнодорожные перевозки.