Дальнейшая оптимизация логистики возможна при условии операционной интеграции

Vaulina.jpg

В ноябре 2019 года в Москве на IV Конгрессе Совета профессионалов по цепям поставок собралось более 1000 участников - руководителей предприятий и экспертов в сфере логистики. Перед аудиторией был представлен доклад Александры Ваулиной «Операционная интеграция с логистическим провайдером на примере кейса маркировки».

Один из главных тезисов этого доклада был тезис о том, что потенциал оптимизация логистики на уровне «сервисного обслуживания» уже исчерпан, для установления новых горизонтов оптимизации необходимо переходить к следующему этапу сотрудничества между грузовладельцем и логистическим провайдером – «операционной интеграции».

Рассмотрим этот доклад по порядку.

Достаточно ли идеального подрядчика?

Слайд2.JPG

Понятно, что снижение логистических издержек всегда было и есть цель бизнеса. Но сегодня в большинстве случаев максимальный эффект мероприятий по снижению издержек на каждом этапе уже достигнут. Для дальнейшего снижения затрат нужны другие механизмы взаимодействия.

Слайд3.JPG

Эволюция ожиданий грузовладельцев за последние 25 лет

Лихие 90-е: «Доедет ли мой груз вообще?». Основное требование – это сохранная доставка из точки "А" в точку "В".

Кризис 98: «Ого, у вас так дорого – нам надо дешевле». К требованию сохранной доставки добавляется требование конкурентной цены.

Конец 2000: «Нам надо вовремя, дешево, а еще давайте сделаем мониторинг».

2010-е: «Мы хотим все это, и еще что-нибудь персонально для нас». Персональный подход набирает обороты. От логистического провайдера требуется не только предоставить услуги по конкурентной цене, но и адаптировать эти услуги под конкретные требования грузовладельца.

2019: «Все это хорошо, но недостаточно. Нам нужна большая эффективность. Вы эксперт – ищите решения, желательно, с добавленной ценностью и давайте их быстро внедрять!» Ко всему перечисленному выше нужна еще скорость реагирования на изменения.

Ближайшее будущее. Что можно назвать «умной логистикой»? Когда нужное вам количество товара оказывается в нужном месте, в нужное время, без дополнительных затрат. Способ, каким он доставлен – уже не важен.

Слайд4.JPG

В чем же актуальное ожидание грузовладельца сейчас? Это фактически требуемая услуга по приемлемой цене, оказанная с высочайшим уровнем качества, полностью адаптирована под индивидуальные требования грузовладельца и несет добавленную ценность для его бизнеса - то что мы называем «кастомизированным решением».

Кастомизация на примере кейса маркировки шин

В ноябре 2018 года мы создали крупный совместный проект с производителем шинной продукции. В настоящее время проводится эксперимент по маркировке средством идентификации Data Matrix. Он продлится до 30 ноября, а с 1 декабря должна быть введена обязательная маркировка шин (если сроки не будут перенесены).

В чем ценность нашего решения? Маркировка может быть проведена на складе на границе Таможенного союза ЕАЭС. Грузовладелец, крупный производитель шин, одновременно с привлекательной стоимостью услуги получает следующее:

  1. Минимум времени на маркировку за счет того, что сами операции уже отработаны и оптимизированы нами на других товарных группах.
  2. Более южное расположение склада уменьшает время на подготовку шин к оклейке. Оклейка шин не может производиться в холодном состоянии - лэйба будет плохо держаться на резине. Шины нужно выгрузить и дать им некоторое время побыть в теплом помещении.
  3. Вариативность схемы. При необходимости или целесообразности есть возможность замены основного склада на один из альтернативных, но сама схема по сути не меняется.
  4. В последнее время таможенные органы РФ ведут работу по переносу таможенного оформления импортных товаров на границу Таможенного союза. При таком развитии событий склад на границе ТС будет иметь ряд преимуществ.
  5. Схема с доставкой в два «плеча» будет осуществляться двумя перевозчиками: один – до склада, второй - после склада. Так мы расширяем провозные возможности на фоне дефицита разрешений на международные автомобильные перевозки..

Слайд8.JPG

Чтобы создать такой оптимальный кастомизированный продукт – логистическую схему, понадобилось немалое количество времени в совместной работе над проектом. С нашей стороны работала проектная группа из 11 сотрудников, которая создала 29 материалов в базе знаний, провела 25 отчетных внутренних встреч и потратила около 48 часов на обучение персонала. В процессе работы проведено 22 встречи и телеконференции с участниками проекта от грузовладельца и 6 конференций рабочей группы ЦРПТ.

Слайд9.JPG

Успешное кастомизированное решение создается только совместно

В динамике партнерских отношений обычно выделяют несколько стадий сотрудничества. Какие стадии сотрудничества есть между грузовладельцем и логистическим провайдером?

Первая стадия: так называемые «торговые отношения «стол заказов». Этому этапу характерна прямая закупка услуги, отсутствие общей информации и поверхностные связи. «Возьмите заказ, выполните перевозку!... Спасибо за услугу. Когда понадобится – снова обратимся».

Следующий этап: «сервисная компания». На этом этапе логистические провайдеры приспосабливаются к требованию грузовладельца. Как правило, существует соглашение о продолжительном сотрудничестве. Но «сервисная компания» – это тот этап, который характеризуется четким разделением собственных интересов двух сторон. И сейчас этот формат уже теряет эффективность.

Третий этап: «операционная интеграция». Что мы понимаем под операционной интеграцией? Это погружение в бизнес друг друга при существенном росте взаимного доверия и объединении ряда функций. Устраняются барьеры между компаниями, объединяются некоторые функции в системах управления двумя бизнесами.

Четвертый этап – кульминация развития сотрудничества – стратегическая интеграция грузовладельца и логистического провайдера. 

Слайд12.JPG

Когда мы переходим на этап операционной интеграции, мы приобретаем ряд преимуществ. Концентрированное внимание на систему доставки и постоянный обмен информацией позволяет уменьшить издержки, коллективно использовать ресурсы, уменьшить капиталовложения, устранить ряд проблем с различием стандартов и в итоге повысить уровень удовлетворенности конечного потребителя.

Слайд11.JPG

Операционная интеграция – это скоординированное оперативное планирование. Это касается как текущих планов, так и согласование стратегических целей. Создаются совместные проектные группы и ставятся общие тактические задачи. Формируется единая система KPI и анализа несоответствий, вырабатываются совместные планы действий. Все это повышает эффективность работы на конкретный результат.

Операционная интеграция становится тем базисом, который в последующем позволит пойти на сближение на стратегическом уровне. Это общая стратегия и общие цели в рамках этой стратегии, оптимизация бизнес-процессов, унификация стандартов. И выход к цели – создание постоянно действующего процесса оптимизации логистического бюджета грузовладельца.

Бесполезно ждать новых результатов, если действуешь старыми методами. Лучшее время для интеграции – сейчас.

Статья составлена Александром Жикиным по докладу менеджера по работе с ключевыми клиентами ГК TELS Александры Ваулиной на IV SCM Конгрессе