Состояние и тенденции рынка международных транспортно-логистических услуг РФ в 2019-22 гг.

TELS_dinamic.jpg

Из ответов экспертов TELS на вопросы исследовательского агентства M.A. Research

Ольга Новик, управляющий директор по экспедированию ГК TELS

Андрей Абрагимович, генеральный директор автотранспортного предприятия TELS CARGO

О текущем состоянии рынка ТЛУ и результатах работы компании

Андрей Абрагимович, TELSАндрей Абрагимович: Рынок международных автомобильных грузоперевозок РФ в 2019 году продолжает медленно сокращаться. Согласно данным Евростат, за первое полугодие текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 3% снизились перевозки грузов из Евросоюза в РФ, темпы роста в экспортном направлении уменьшились вдвое по сравнению с 2018 годом – до 6%.

На фоне растущего дефицита квалифицированных водительских кадров увеличиваются затраты на водительский персонал. В прошлом году затраты на водителей-международников в нашей компании выросли на 10% по сравнению с 2017 годом, в этом году динамика примерно такая же.

К счастью, в текущем году не было такого резкого роста стоимости топлива, как в 2018-м, хотя рост в рамках инфляции – тоже рост.

В 2018 году по сравнению с 2017-м количество транспортных заказов и общая выручка перевозок собственным транспортом TELS увеличились более чем на 30% благодаря расширению автопарка и увеличению загрузок. На фоне такой результативности прошлого года динамика в 2019 году выглядит пока скромно.

Ольга Новик, TELSОльга Новик: Нынешние экономические условия в целом не благоприятствуют развитию рынка международных логистических услуг: темпы экономического роста практически всех крупнейших стран снижаются.

Международное рейтинговое агентство Moody's в сентябре снизило прогноз роста ВВП РФ на 2019 год до 1,2% (с 1,6%). Такой же прогноз в октябре дал и Всемирный банк.

Тем не менее, развитие сегмента 3PL-логистики поддерживается за счет:

  • усложнения процесса импорта товаров (маркировка в соответствии с требованиями ЕАЭС) – эту задачу может решить логистический провайдер в процессе доставки;
  • изменения географической структуры грузопотоков в пользу стран «третьего мира»;
  • эволюции требований заказчиков в сторону комплексного обслуживания ради стабилизации условий и оптимизации затрат;
  • сезонного дефицита провозных возможностей из-за ежегодного сокращения квот разрешений на международные автомобильные перевозки в/из стран ЕС – у 3PL-провайдера больше вариантов решения этих проблем.

В 2018 году общая выручка российских предприятий ГК TELS увеличилась на 34% по сравнению с 2017 годом. В 2019-м рост выручки составляет 17% при росте транспортных заказов на 12%.

Динамика роста выручки получается выше динамики роста транспортных заказов за счет увеличения комплексности услуг, исполнения более сложных заказов, включающих дополнительный сервис и экспертизу. Например, импорт усложняется за счет маркировки товаров – это дополнительные объемы организационных и складских услуг.

О положительных и отрицательных тенденциях

Андрей Абрагимович: Прогнозы по росту экономики России в ближайшие годы весьма умеренные, с июня прошлого года эти прогнозные показатели только снижаются. Рост реальных доходов населения тоже сокращается, а по некоторым данным даже уходит в минус. На этом фоне европейские товары становятся менее конкурентны по сравнению с более дешевыми аналогами из Азии.

Рынок международных автомобильных перевозок сужается, но это не зачеркивает перспектив индивидуального роста компаний-перевозчиков. Международные грузопотоки есть и будут, но заказывают эти перевозки все более крупные компании с высокими требованиями к уровню сервиса и технологий.

На рынке идут закономерные процессы увеличения доли крупных перевозчиков в общем объеме международных логистических услуг. Усиление законодательных требований к качеству техники и режиму труда и отдыха водителей, как в Евросоюзе, так и в России, играет на пользу крупным транспортным компаниям. Повышение требований заказчиков к качеству услуг также делает нас более конкурентоспособными по отношению к малым и средним перевозчикам.

Дефицит квалифицированных водителей на рынке труда уже привел нас к определенным ограничениям: приходится учитывать этот фактор при планировании своего развития и графика расширения автопарка. Эта тенденция идет по нарастающей и будет усиливать свое влияние в последующие годы.

Ольга Новик: В 2020 году рост российского ВВП РФ по прогнозу Moody's составит 1,5%. (Кстати, прогнозы Минэкономразвития РФ в этот раз не сильно отклонились от прогнозов Moody's и Всемирного банка.) Снизились прогнозы роста ВВП для ряда крупнейших экономик мира. Низкий рост экономики и торговли – это главный отрицательный фактор для развития логистической отрасли.

В 2020 году мы не ожидаем каких-то существенных перемен на рынке международной логистики в лучшую сторону. Скорее всего продолжится политика национального протекционизма и торговые конфликты, что будет сдерживать рост мировой и российской экономик. При этом наши планы предполагают индивидуальный рост компании.

Из основных факторов, стимулирующих развитие рынка 3PL-логистики в международном сегменте, остаются практически те же, что были и в текущем году.

  • В ближайшие годы будет расширен перечень товаров с обязательной маркировкой по стандартам ЕАЭС.
  • Ожидается дальнейший рост торговли с Китаем и другими странами Юго-Восточной Азии, развитие торгово-экономического сотрудничества со странами Ближнего Востока и Африки.
  • Импортно-экспортные грузопотоки все больше концентрируются в руках крупных игроков рынка, которые проводят комплексные закупки логистических услуг.

К сожалению, в международном направлении в 2019 году мы не отмечаем заметного увеличения спроса на перевозки сборных грузов. Стоимость собственно услуг по перевозке мелкопартионных грузов скорее стремится к сокращению – рентабельность услуг и ценовая конкурентоспособность логистического подрядчика здесь достигается главным образом за счет оптимизации схем доставки и сокращения затрат. Выручка в этом сегменте имеет тенденцию к росту, пожалуй, только в части перевозки товаров, требующих маркировки.

О стратегии компании в текущем году и в ближайшие 3 года

Андрей Абрагимович: В текущем году мы увеличили автопарк на 50 автосцепок – до 350 единиц большегрузного транспорта. Для повышения конкурентоспособности диверсифицируем автопарк по подвижному составу и странам регистрации. Весной открыли предприятие в Чехии, чтобы:

  • снять проблему недостатка разрешений на международные автомобильные перевозки (особенно, транзитные польские) на важном для нас направлении Чехия-РФ;
  • снизить издержки – техника в Чехии стоит намного дешевле с учетом всех тех затрат, которые приходится нести при покупке этой же техники в России.

Наша стратегия развития имеет два основных вектора: 1) оптимизация бизнес-процессов с целью сокращения издержек, в том числе за счет автоматизации; 2) развитие долгосрочных партнерских отношений с крупными заказчиками. Для этого мы готовы комплектовать парк подвижным составом, который нужен заказчику, менять схемы перевозок и кругорейсов с учетом специфики законодательства стран присутствия, брать на себя обязательства по проактивной оптимизации схем перевозок.

Наш автопарк ежегодно увеличивается примерно на 10-15%, и мы продолжим его дальнейшее расширение.

Последнее время наметилась тенденция к увеличению запросов на перевозку объемных грузов. Для удовлетворения таких потребностей в 2019 году мы увеличили парк полуприцепов типа МЕГА объемом 100 м3. Планы по расширению такого парка есть и на 2020 год.

Ольга Новик: Мы последовательно выполняем стратегию развития Группы компаний TELS. Сейчас решаются такие стратегические задачи, как:

  • дальнейшее развитие внутриевропейских перевозок (между странами ЕС);
  • расширение спектра услуг, предоставляемых в рамках организации доставок мелких партий грузов;
  • дальнейшее развитие услуг складской логистики;
  • развитие отраслевой специализации;
  • дальнейшее развитие наших компетенций в странах Азии;
  • постоянная фокусировка на удержание высокого качества оказываемых услуг и сервиса.

Благодаря развитию отраслевой специализации в общем объеме услуг ГК TELS заметно выросла доля перевозок для автомобильной промышленности – наш проект по организации логистики в сфере Automotive оказался востребованным. Есть заметное увеличение спроса на перевозку товаров FMCG с маркировкой. На фоне усложнение процесса учета алкогольной продукции наши решения по логистике импорта алкоголя привлекли новые объемы заказов.

Сегмент перевозок сборных грузов у нас устойчив по объемам, несмотря на внешнюю стагнацию рынка. Мы считаем его перспективным, поскольку здесь заложен большой потенциал для оптимизации логистических бюджетов грузовладельцев. Выстроенные линии перевозок сборных грузов в TELS позволяют заказчикам «опционально» выбирать схемы доставки, в оперативном режиме регулировать сроки и стоимость, исходя из текущих приоритетов.