Беспилотные автоперевозки: когда ждать массового внедрения?

Группа компаний TELS

В ГК TELS резюмировали мнения экспертов и прогнозы аналитических агентств относительно перспектив вывода беспилотного транспорта в массовую эксплуатацию на трассы и в городскую среду.

В представленной аналитической записке рассматриваются: технологический формат развития беспилотного транспорта, наличие стимулирующих и сдерживающих факторов, прогнозы аналитических агентств о сроках и географии развития беспилотного транспорта, итоговые выводы.

Ниже - основные заключения этого исследования в сжатой форме.

Формат развития беспилотного транспорта

В том направлении, в котором развиваются технологии автономного автотранспорта, беспилотный автомобиль массового внедрения – это объект, встроенный в общую информационную среду, которая поставляет управляющему модулю автомобиля либо информацию для принятия решения, либо сразу решение. Движущиеся и неподвижные объекты в зоне управления движением являются поставщиками информации для системы управления автомобиля и/или для централизованной системы, которая управляет автотранспортным потоком.

Это означает, что зона движения транспорта и сам транспорт должны быть оборудованы разного рода датчиками и сканирующими устройствами, которые передают в информационную систему огромные объемы данных.

Стимулирующие факторы

Развитие беспилотных технологий в автотранспорте стимулируется следующими основными факторами:

1. Экономический эффект. Ожидается, что затраты автотранспортных предприятий снизятся, а производительность возрастет. Издержками этого процесса станет сокращение на рынке труда рабочих мест для профессиональных водителей, но это сокращение будет проходить постепенно – по мере внедрения 4-5 уровней (классов) автономности.

Для сегмента международных перевозок беспилотные технологии помогут решить проблему нарастающего дефицита квалифицированных водительских кадров, но при условии достатка на рынке операторов управления беспилотным транспортом.

По всей вероятности, при реализации массового применения беспилотного транспорта дополнительные конкурентные преимущества получат крупные перевозчики, имеющие средства на приобретение и обслуживание такого автопарка.

2. Организационная оптимизация. В городской среде общая информационная система поможет оптимизировать транспортные потоки, сократив время простоев и ускорив среднюю скорость движения. (Этот вопрос не относится напрямую к беспилотному управлению, но является его естественным эффектом).

3. Безопасность. Причиной подавляющего большинства аварий является человеческий фактор. На первых этапах внедрения беспилотного транспорта его безопасность может представляться спорным вопросом, но отлаженная автоматизированная система бесспорно снизит общее количество аварий и жертв на дорогах. Беспилотный транспорт с возможностью дистанционного отключения является более контролируемым со стороны дорожных служб.

Факторы неопределенности

Выход на массовое использование беспилотных технологий в автомобильных грузоперевозках в теории возможен в течение 10 лет, но есть много неопределенности, что не позволяет делать более-менее точные прогнозы. На текущий момент нет точных ответов на такие вопросы, как:

1. Сроки разработки надежных беспилотных моделей и начало их серийного производства. Пока еще эти технологии находятся в стадии испытаний, которые сначала должны показать какой-то результат и дать информацию для принятия корректирующих решений. Вряд ли кто-то решится на экономические и другие риски, поставив на конвейер производство технологически неотработанных беспилотных автомобилей.

Например, гипотеза эффективности автоматизированных колонн (в первой машине водитель, остальные беспилотники) уже подвергается сомнению. В частности, Daimler отказался от технологии автоколонн после нескольких лет работы над проектом.

2. Величина инвестиций транспортных компаний в покупку беспилотных машин. Пока не существует валидных расчетов, сколько средств понадобится на покупку и содержание беспилотного автопарка. Это может стать понятно только после относительно точного прогноза по пункту 1.

3. Подготовка в достаточном количестве технического персонала, который будет обслуживать такой автопарк. Образовательные учреждения уже начинают открывать курсы специалистов по обслуживанию беспилотного транспорта, но речь пока может идти только о базовой теоретической подготовке. Сколько специалистов с каким набором навыков понадобится в будущем – не известно.

4. Готовность цифровой дорожной инфраструктуры. Сюда входит точная и читаемая в любых условиях дорожная разметка, комплектация дорожных объектов датчиками, камерами и пр., при этом все объекты должны работать в надежной системе обмена данными. Эти технологии также пока находятся в стадии разработки и испытаний, решаются вопросы унификации и организации управления.

5. Юридическое регулирование. Кто будет нести ответственность в случае аварии: производитель, владелец, оператор управления? Без регулирования юридического аспекта общество не позволит развивать внедрение беспилотников на дорогах общего пользования. Пока же в этом вопросе нет даже теоретических наработок.

Факты и прогнозы

Согласно исследованиям аналитической компании Tractica, в 2017 году мировая выручка от реализации беспилотных автобусов и грузовых автомобилей составила $84 млн. Было продано 343 единицы автономного транспорта.

По прогнозам Json&Partners, рынок продаж беспилотного транспорта получит основной прирост с 2025 года, когда крупные автопроизводители начнут массово запускать автономные автомобили класса 3 (частичная автономность, требуется постоянная готовность водителя вмешаться). К 2035 году рынок продаж беспилотных автомобилей вырастет до 30,4 млн единиц в год. В региональной структуре основной объем продаж самоуправляемых автомобилей будет в Китае (33% всех мировых продаж), США (26%) и европейских странах (21%).

По мнению аналитиков PricewaterhouseCoopers, первые беспилотные автомобили с неполной автономностью появятся на дорогах в 2021 году. В 2030-х годах транспортные средства перестанут нуждаться в человеке. К 2040 году транспортная система городов будет уже полностью автономной.

С 1 декабря 2018 года в Москве и Татарстане начат эксперимент по использованию беспилотных автомобилей, он продлится до 1 марта 2022 года. По итогам этого эксперимента будут определены сроки вывода беспилотного транспорта на дороги общего пользования.

В текущем году "Автодор" планирует провести испытания дорожной инфраструктуры для высокоавтоматизированного транспорта на испытательном полигоне трассы М-11 Москва-Петербург. Транспортным потоком будет управлять автоматизированная система управления движением, которая собирает информацию с дороги и передаёт ее автомобилям в потоке через информационные табло, дорожные знаки.

По мнению специалистов НТИ «Автонет», активное внедрение полностью автономных автомобилей стоит ждать после 2027 года, но уже с 2021 года в серийное производство выйдут автомобили четвертого уровня автоматизации (водитель вмешивается только на отдельных необорудованных участках дорог). Этот прогноз выглядит более оптимистично по сравнению с прогнозами западных аналитиков, хотя Россия занимает пока лишь 22 место в рейтинге успехов в сфере беспилотного автотранспорта.

***

Суммируя эти и другие прогнозы, можно установить некоторые ориентиры в вопросе ожидания массового внедрения беспилотного автотранспорта. Даже по оптимистичным ожиданиям грузовые автомобили без водителей вряд ли начнут эксплуатироваться на дорогах общего пользования раньше 2030 года, и еще около двух десятилетий полная автономность не охватит все дороги, хотя «слепые» зоны для робомобилей будут стремительно сокращаться.

_______________________________________

Использованные источники: аналитические агентства Json&Partners, Tractica, PricewaterhouseCoopers; информационные агентства BBC, ТАСС; интернет-ресурсы trademaster.ua, hightech.plus, ati.su, autonet-nti.ru