О частной автодороге из Китая (комментарии эксперта TELS агентству Bloomberg)

Ведутся подготовительные работы по строительству частной скоростной автомагистрали, которая в будущем соединит Шанхай и Гамбург. Трасса является альтернативой разрабатываемому ГК "Автодор" и Министерством транспорта международному транспортному маршруту "Европа - Западный Китай". 

Трасса "Меридиан" протяженностью почти 2000 км будет построена исключительно за счёт привлечения частных инвестиций. Маршрут пройдет через девять субъектов Российской Федерации: Оренбургскую, Самарскую, Ульяновскую, Пензенскую, Тамбовскую, Липецкую, Орловскую, Брянскую, Смоленскую области и завершится на границе с Беларусью. Ее эксплуатация планируется на платной основе. Проект предусматривает по 2 полосы движения в каждую сторону, развитую сеть объектов сервиса и заправочных станций, допустимую нагрузку 13 тонн на ось автотранспортного средства. Планируемый срок завершения строительства — 2025 год.

29 марта 2019 года на совещании в АО «ИнфраВЭБ» по вопросу «Востребованность автомобильной дороги “Меридиан” со стороны транспортно-логистических компаний» представители перевозчиков-членов АСМАП положительно оценили целесообразность строительства автотрассы «Меридиан» и охарактеризовали данное направление перевозок как крайне перспективное.

Источники: roads.ru, asmap.info

Meridian.png

Комментарий эксперта TELS агентству Bloomberg:

Bloomberg: Могут ли перевозки по "Меридиан" быть быстрее или выгоднее, чем по железной дороге? Могут ли автоперевозки на этом направлении в принципе составить конкуренцию железнодорожным? Если "Меридиан" будет сооружен, то он будет конкурировать с железнодорожным маршрутом, или дополнять его?

Лисовский.jpgАндрей Лисовский, руководитель Отдела железнодорожных перевозок ГК TELS: «Выгодность того или иного маршрута или вида транспорта не измеряется какими-то универсальными показателями – в каждом случае она определяется характеристиками товара и приоритетами заказчика перевозки. Построение прямой автотрассы, какой планируется «Меридиан», увеличит вариативность схем доставки грузов из Китая, и это хорошо. Наверняка у этого варианта будет своя целевая аудитория, свои заказчики, но в целом этот путь не изменит баланса распределения грузов между видами транспорта – просто займет определенную нишу, причем, не очень большую, учитывая, что скорость, по сравнению с ускоренными контейнерными поездами, увеличится незначительно, а стоимость будет существенно выше».

Bloomberg: Насколько активно сейчас ведутся перевозки грузов между ЕС и Китаем через территорию Беларуси? Каков потенциал их роста? Если взглянуть в будущее - есть ли перспективы у проекта перевозок наземным путем из Китая в Европу, или они в принципе не смогут составить конкуренцию морскому пути?

Андрей Лисовский: «Развитие наземного пути из Китая в Европу (включая транзит через Россию, Беларусь, Казахстан) идет взрывными темпами: количество контейнерных поездов в этом направлении с 2011 года, в среднем, удваивается каждый год*. И понятно – почему? Если грубо, железнодорожный транспорт, по сравнению с морским, ускоряет доставку из Китая примерно в 2 раза при увеличении стоимости в 1,5-2 раза. Когда речь идет о дорогостоящей продукции, особенно, если нужен ее быстрый вывод на рынок или ввод в эксплуатацию, то железнодорожный транспорт бесспорно выигрывает – скорость и сохранность значительно выше, а рост стоимости доставки не увеличивает заметно себестоимость товара.

При этом, есть множество бизнесов, у которых отлажены цепочки поставок продукции морским транспортом, и значительное увеличение стоимости логистики ради скорости для них просто нецелесообразно. Именно поэтому более 90% всего грузопотока (в физическом выражении) из Китая в Европу идет морским транспортом, и в обозримом будущем сухопутный путь не отнимет у морского какую-то значительную долю рынка».

______________

* По данным Китайской железнодорожной корпорации (КЖК), в период с 2011 по 2016 год годовое число отправленных поездов составляло 17, 42, 80, 308, 815 и 1702 соответственно. Резкий скачок был отмечен в 2017-м, когда по маршрутам Китай – Европа было отправлено 3673 поезда. В 2018 году это число выросло до 6363 составов – на 73% больше, чем в 2017 году.

Иллюстрация: агентство Bloomberg