Андрей Лисовский, начальник Отдела железнодорожных перевозок ГК TELS
Как в 2018 г. развивалась динамика отправок в контейнерных поездах?
Число контейнерных поездов из Китая в сторону Европы растет каждый год высокими темпами, фактически удваивается – это видно из статистики китайских и российских железных дорог. Бизнес стран Евросоюза осваивает этот сегмент грузоперевозок стремительно, чего не скажешь о российских импортерах.
Интерес к контейнерным ж/д-перевозкам из Китая у наших российских клиентов тоже рос последние несколько лет (клиенты запрашивали расчеты, задавали вопросы, думали), но до 2017 года включительно этот интерес очень слабо конверсировался в реальные транспортные заказы – перевозки были разовыми, без всякой системы. В 2018 году случился взрывной рост контейнерных ж/д перевозок как из Китая, так и в Китай, и наметилась уже некая стабильность спроса, который теперь можно хоть как-то прогнозировать.
Если смотреть на объемы грузов, релевантных для контейнерных перевозок ж/д транспортом, то потенциал для роста здесь очень большой. Но российские импортеры не торопятся менять свои отлаженные схемы, увеличивать в 2 раза стоимость доставки товара в ситуации, когда морская перевозка со всеми ее плюсами и минусами в целом их устраивает. Тем более, что заявленное преимущество в скорости ускоренных контейнерных поездов нередко теряется из-за задержек на терминалах в ожидании выгрузки.
Какие факторы повлияли на увеличение спроса на эти перевозки?
Значительно увеличились заказы от тех клиентов, кто возит из Китая сложнотехническую продукцию и товары с высокой стоимостью. Для кого важны скорость и сохранность, для них такой вид услуги является практически безальтернативным: самолетом дорого, морем неприемлемо по срокам и тревожно в отношении сохранности. Стоимость самого груза такова, что увеличение затрат на доставку не влияет заметно на себестоимость импортированного товара.
Весомым фактором роста спроса на железнодорожные контейнерные перевозки из КНР является низкая стоимость их сложнотехнической продукции по сравнению с европейскими аналогами, при том, что качество китайских изделий уже вполне конкурентоспособно. Но есть и серьезный барьер: у таких привлекательных китайских производителей, как правило, нет экспортной лицензии, поскольку они работают на внутренний рынок (потому и дешево продают). Если логистический провайдер решает вопрос с экспортной лицензией и сертификатами (а это можно сделать быстро и совершенно легальными средствами), барьер снимается, импортер в ЕАЭС получает товар по низкой себестоимости даже с учетом доставки.
Как сами грузоотправители оценивают услуги доставки контейнерными поездами – о каких преимуществах и недостатках здесь можно сказать?
Контейнерные поезда поднимают сегодня экономику и экспортный потенциал «срединного Китая» - территорий, удаленных от морских портов. Для поддержки производителей в этих регионах администрации китайских провинций серьезно субсидируют экспортные железнодорожные перевозки. Для таких грузоотправителей «шелковый путь» - это возможность поднять конкурентоспособность своей продукции и вывести ее на мировой рынок.
Есть определенные преимущества и для импортеров-заказчиков перевозки: документальное и организационное сопровождение сухопутной перевозки попроще, чем морской; прогнозируемость сроков доставки и сохранность груза – выше; движение груза и оборот капитала – быстрее.
Какие перспективы в этом виде транспортировки?
За последние годы в структуре перевозимых грузов в контейнерах из Китая отмечается значительное увеличение доли промышленных товаров народного потребления. Развитие инфраструктуры «шелкового пути» создает предпосылки для более активного использования этих схем перевозок. Эксперты Евразийского банка развития на основании данных таможенной статистики называют цифру от $10/кг – примерно при таком уровне стоимости груза его владельцы начинают интересоваться перевозками из Китая по железной дороге.
В стремительно ускоряющемся мире сокращение сроков движения товара имеет большое значение, поэтому и перспективы у этого вида перевозок большие. Потенциал для дальнейшего сокращения сроков доставки грузов здесь кроется в устранении «узкого горлышка» в виде простоя на приграничных станциях перевалки контейнеров, а также в увеличении стабильности и расширении географии сервиса отправок в Китае, в развитии терминальной инфраструктуры российских железных дорог.
Прогнозируемое в ближайшие два года ослабление национальной валюты и снижение роста зарплат населения в России будет способствовать сокращению спроса на европейские товары и перераспределению импортного грузопотока в пользу более дешевых товаров из Китая. Это тоже должно увеличить потенциал рынка контейнерных железнодорожных перевозок как в отношении доставки импортных контейнеров из портов, так и в сегменте сухопутных перерезок из КНР.