В 2018 году выставка TransLogistica Poland собрала на 27% больше экспонентов и выросла на 16% по числу участников, которые съехались из 58 стран мира. Эксперты ГК TELS, работавшие на стенде компании и участвовавшие в программе мероприятий, делятся своими заключениям о проблемах и тенденциях европейского логистического рынка по итогам участия в этой выставке.
Григорий Волик, директор TELS Polska: «Подавляющее большинство экспонентов на выставке – это сервисные компании: экспедиции, биржи, платежные системы, информационные решения, топливные карты и т.д. Конкуренция между транспортно-экспедиционными компаниями растет, практически все участники прошлогодней выставки присутствовали и в этом году, а также добавились новые. Все ориентированы на поиск перевозчиков. И дополнительная цель участия в выставке для таких компаний, как наша, - это заявить о своем присутствии на рынке, обозначить масштабы компании, векторы своих интересов и приоритеты в деятельности».
Острота дефицита транспорта снизилась
В прошлом году на выставке TransLogistica Poland тема дефицита транспорта была одной из самых острых, из-за чего рынок автомобильных грузоперевозок называли «рынком автоперевозчиков» – за автотранспортными подрядчиками шла настоящая «охота». В 2018 году налаживание деловых контактов с перевозчиками по-прежнему оставалась важной целью экспедиционных компаний, но острота проблемы уже несколько снизилась.
Это состояние рынка подтверждается и результатами исследований. Сначала в Lloyd’s List прошла информация, что объем предложения на европейском рынке автомобильных грузоперевозок резко вырос в третьем квартале 2018 года. Затем аналитическое агентство TIM Consult сообщило, что за июль-сентябрь 2018 года предложение доступного транспорта на европейском рынке выросло на 15,8% по сравнению с предыдущим кварталом и на 20,4% по сравнению с третьим кварталом 2017 года.
Дефицит кадров растет
Дефицит водительских кадров в Европе продолжает увеличиваться, и пока нет факторов, которые могут эту тенденцию изменить.
Согласно отчету European Road Freight Transport 2018, только в шести странах западной Европы – Великобритании, Германии, Франции, Дании и Швеции – дефицит водителей оценивается в 127,5 тыс. По оценкам профсоюза DSLV, в ближайшие 15 лет две трети работающих водителей выйдут на пенсию. Европейский рынок теряет около 30 тыс. водителей каждый год, а число молодых людей, получающих квалификацию водителя, не превышает 2 тыс. в год. Возникающий разрыв на рынке труда частично заполняется притоком специалистов из Восточной Европы, однако и этот ресурс уверенно иссякает. При этом миграция увеличивает кадровый дефицит в восточно-европейских странах.
Чтобы как-то решать проблему дефицита водительских кадров, европейские компании начали открывать программы обучения профессии водителя-дальнобойщика для мигрантов с Ближнего Востока. Такие центры обучения уже работают в Голландии и Германии, программы набирают популярность, хотя вряд ли они существенно изменят ситуацию в ближайшие годы.
Выход на массовое использование беспилотных технологий в автомобильных грузоперевозках в теории возможен в течение 10 лет, но здесь еще много неопределенности, что не позволяет делать более-менее точные прогнозы. Невозможно дать точный прогноз по:
- сроку разработки надежных беспилотных моделей и, особенно, по их серийному производству;
- величине инвестиций транспортных компаний в покупку беспилотных машин;
- подготовке в достаточном количестве технического персонала, который будет обслуживать такой автопарк;
- готовности цифровой дорожной инфраструктуры – без нее все остальное не имеет смысла.
Наряду с дефицитом водителей, в Европе уже отмечается недостаток квалифицированных машинистов ж/д транспорта и капитанов/шкиперов судов.
Есть проблемы и с менеджерским составом в логистике. Чтобы привлекать в отрасль молодые кадры, компании идут на существенные корректировки своей кадровой политики: предоставление более гибких условий труда, увеличение социального пакета, предложение программ обучения и развития за счет компании и пр.
Участники HR-форума в рамках выставки (представители 22 компаний, большинство из которых – крупные международные корпорации), говорили о нарастающем дефиците кадров и путях решения этой проблемы.
Дорота Зыск, руководитель Отдела персонала TELS Polska: «Представители компаний представили свои преимущества для кандидатов/сотрудников в процессе 10-минутных презентаций. Из этих презентаций и результатов опроса, проведенного перед форумом, можно сделать выводы, что:
- компании уходят от общей корпоративной культуры к более персонализированной, социальной (75% компаний уменьшает количество процедур и жестких форм действий);
- очень большой акцент делается на социальном слое – гибкое рабочее время, спортивные карты, частная медицинская помощь;
- 73% компаний предлагают своим сотрудникам на каждой должности пакет обучения и развития.
Европа ужесточает правила и контроль
Одной из заметных тенденций 2018 года – ужесточение технических требований и усиление контроля по отношению к транспорту и условиям работы водителей.
Например, министры транспорта стран Евросоюза проголосовали за "Пакет мобильности", согласно которому водителям запрещено проводить свое время отдыха в кабинах автотранспорта, даже в тех, которые для этого специально приспособлены. Этими нововведениями недовольны перевозчики из Восточной Европы, считая эти меры средством защиты интересов западноевропейских перевозчиков: в старой Европе такие правила фактически действуют уже во многих странах, на этом фоне восточноевропейские перевозчики обходились для своих заказчиков дешевле. Переход на новые правила повлечет дополнительные расходы.
В Евросоюзе также идут обсуждения вопросов о введении ограничений на максимальную продолжительность рейса, возвращении автомашин после международного рейса в страну регистрации и обязанности водителя проводить время отдыха в стране проживания. Эти ограничения, к счастью восточноевропейских транспортных компаний, пока не выносятся на голосование.
В целях защиты местных рынков страны ЕС ввели законы, регулирующие минимальные выплаты для командированных сотрудников (что распространяется и на водителей), выполняющих работы на их территории. На данный момент такая практика уже действует в странах: Германия, Франция, Италия, Австрия, Чехия, Норвегия, Люксембург, Нидерланды, Финляндия, Дания, Словения, Бельгия, Венгрия, Португалия. За нарушение этих законов введены огромные штрафы – например, во Франции эти суммы доходят до 3000 евро за каждого работника.
Летом этого года Польша была вынуждена принять изменения в свое законодательство в сфере транспорта, чтобы привести его в соответствие с требованиями ЕС. В рамках эти нововведений были существенно увеличены штрафы для перевозчиков.
В этом году отмечается увеличение случаев остановки на дорогах Европы большегрузных транспортных средств для проверки их технического состояния. Еще в 2014 году в ЕС были утверждены правила, ужесточающие контроль технического состояния и разрешающие придорожную проверку коммерческих транспортных средств независимо от страны их регистрации, а с мая текущего года эти правила стали обязательны к применению во всех государствах-членах ЕС.
Развитие мультимодального сегмента
Евросоюз работает над реализацией своей стратегии по увеличению сегмента мультимодальных перевозок с большим участием ж/д и водного транспорта. Для реализации этой стратегии организуются проекты, участниками которых являются транспортные министерства и ведомства стран Евросоюза, институты экономики, университеты, отраслевые ассоциации и пр.
По данным выступления на выставке представителей одного из таких проектов – CHEMMULTIMODAL (мультимодальная химия), за период действия проекта в Европе достигнут 10% рост мультимодальных перевозок при одновременном снижении выбросов C02 на 5%.
Напомним, что согласно принятому Европейской комиссией стратегическому документу «Транспорт-2050», к 2050 году более половины грузовых перевозок на расстояния свыше 300 км должны будут осуществляться железнодорожным и водным транспортом; к 2030 году планируется в 3 раза увеличить сеть высокоскоростных железных дорог. На реализацию различных проектов в этой сфере Евросоюз ежегодно выделяет миллиарды долларов.
IT в логистике
В сфере IT в логистике каких-то заметных «прорывов» по сравнению с прошлым годом отмечено не было, поэтому кратко опишем текущую ситуацию.
Очень активно и агрессивно в выставке участвовали IT-компании, предлагающие различные продукты и услуги «вокруг» самой перевозки: биржи, системы расчетов, TMS, телематика и пр. В логистической отрасли пока еще нет универсальных, признанных абсолютным большинством участников, технологических платформ и решений, поэтому этот рынок является полем битвы сервисных IT-компаний за свою значимость.
Для привлечения пользователей транспортные биржи развивают свои сервисные возможности (платежи, оптимизация маршрутов по пакету заказов и пр.), хотя конкурентными технологическими преимуществами выделяются пока очень немногие и только в отдельных вопросах. Не проявляют биржи высокой активности в продвижении на рынок СНГ в силу малой емкости этого рынка по сравнению с европейским.
На рынке нет и в ближайшее время не ожидается некоего универсального продукта, автоматизирующего логистическую деятельность в целом. На европейском рынке сегодня много нишевых IT-компаний, предлагающих готовые продукты и решения по автоматизации отдельных участков работы логистического предприятия. При этом продукты разрабатываются так, чтобы их можно было интегрировать с любой системой по универсальным протоколам.
IT-продукты развиваются таким образом, чтобы у перевозчика была возможность: а) создания собственной платформы совместной работы с заказчиками; б) интеграции этой платформы в действующие биржи. Вероятнее всего, хайтек-развитие логистических компаний будет идти по принципу конфигурирования в единую систему приобретенных на рынке решений с целью создания собственных платформ для работы с контрагентами или интеграции с имеющимися платформами (биржами).
Главные эффекты, которые дает IT-развитие участникам рынка – это скорость и удобство во всем: в обработке данных, во внутренних и внешних коммуникациях, в контроле исполнения заказа. Увеличивается прозрачность работы операторов транспортно-логистических услуг, что ведет к сокращению маржинальности перевозок, но создает возможности для снижения издержек и увеличения оборота при правильной организации процессов.
Роботизация распространяется не только на обслуживание складов и распределительную логистику, но и на построение логистических схем. Сегодняшние технологии – это, в частности, нейронные сети, способные осуществлять активные контакты с потребителями транспортно-логистических услуг, формировать для них предварительные предложения, общаться через мессенджеры, а также выполнять поиск оптимального предложения по сделанному запросу в глобальном пространстве.
Автоматизация и коммуникативная модернизация ведет к эволюции технологий продаж, которые будут «поляризоваться» по принципу: «стандартные» перевозки уходить в автоматические продажи на прозрачном конкурентном рынке, а сложные комплексные услуги будут продавать эксперты и квалифицированные организаторы тендеров.