В дополнение к тем надвигающимся рискам, о которых мы уже писали ранее («Международные автоперевозчики снова между молотом и наковальней»), международные перевозчики получили еще один предновогодний подарок – военное положение в 10 областях Украины. То есть, в дополнение к дефициту российско-польских и украинско-польских разрешений, у перевозчиков теперь еще серьезные ограничения в работе на территории Украины.
При этом, по мнению руководителя Киевского офиса ГК TELS Дмитрия Стасевича, в таких ситуациях важно «не нагнетать обстановку больше, чем оно есть в реальности».
Итак, разбираемся в реальной обстановке.
Военное положение введено в Винницкой, Луганской, Николаевской, Одесской, Сумской, Харьковской, Черниговской, а также Донецкой, Запорожской, Херсонской области и внутренних водах Украины Азово-Керченской акватории сроком до 27 декабря 2018 года.
По мнению Дмитрия Стасевича: «Военное положение» – не равно «война». Мы продолжаем работать, как работали. Решение о введении военного положения – это факт, который плохо влияет на экономику, но пока нет никаких реальных признаков, что правительство действительно собирается применять меры, предусмотренные принятым законом. Сейчас важно провести все возможные «профилактические» мероприятия, внимательно отслеживать происходящие инциденты и быстро на них реагировать». При этом, Дмитрий соглашается с тем, что риски при доставке грузов в регионы с военным положением безусловно высоки.
Какие это риски?
Военное положение – это, прежде всего, юридический статус территорий, на которых существенно ограничиваются (изменяются) права и свободы. «Специальным правовым режимом предусматривается возможность введения ряда ограничений прав и законных интересов юридических лиц в объёме и границах, которые понадобятся для обеспечения обороноспособности страны. Для этого специально созданные военные администрации могут принимать решения, в том числе, и о: введении особенного режима въезда и выезда, а также движения транспортных средств; принудительного изъятия грузов, находящихся в частной собственности, конфискация (национализация) имущества и грузов предприятий для потребностей государства, - комментирует ситуацию руководитель Юридического департамента ГК TELS Евгения Голуб.
А следствием введения военного положения является то, что полисы страхования (ответственности, имущества и пр.) многих страховых компаний прекращают свое действие на данных территориях. По свидетельству эксперта, страховые компании обычно не предоставляют услуг страхования грузов с покрытием военных и забастовочных рисков. Однако какие-то страховщики могут попробовать страховать грузы, включая вышеуказанные риски.
Российскими перевозчиками введение военного положения было воспринято практически как «стоп-сигнал» для работы на этих территориях. Директор автотранспортного предприятия TELS CARGO Андрей Абрагимович: «Получается так, что на этих территориях не действует страхование КАСКО, CMR, «зеленая карта». Ты понимаешь: есть риск того, что твой транспорт стоимостью 100 тыс. долларов может быть изъят вместе с грузом без всякой надежды на компенсацию. Даже если этот риск гипотетический, для нас это очень весомый аргумент воздержаться от работы на этих территориях. Поэтому мы, по согласованию с клиентами, отменяем работу по контрактам, предполагающим загрузку/выгрузку в областях с военным положением, оставляя пока транзитные перевозки через западные территории – там хотя бы еще действует страховое покрытие».
В полном соответствии с мнением эксперта, во вторник 27 ноября было выпущено заявление АСМАП РФ: «В связи с поступлением информации о возобновлении в ряде регионов Украины задержания российских транспортных средств членами украинских радикальных организаций, а также ввиду введения с 28 ноября т.г. в Украине военного положения, просим до прояснения ситуации временно воздержаться от осуществления перевозок по Украине».
Вместе с российскими транспортными компаниям от поездок в Украину стали воздерживаться и некоторые польские перевозчики. «Не все, но часть наших польских подрядчиков, поддавшись информационному воздействию («в стране военное положение!»), приостановили с нами сотрудничество на территории Украины. Это тоже усложнило нам работу, поскольку, в ситуации дефицита польских разрешений у наших перевозчиков, польские подрядчики (у которых украинских разрешений в достатке) являются хорошей альтернативой», - поясняет Дмитрий Стасевич.
Итого, что мы имеем в сложившейся обстановке:
- Сокращение провозных возможностей на рынке Украины и усиление рисков, в связи с чем ставки фрахта перевозчиков становятся, по выражению Дмитрия Стасевича, просто «космическими».
- Возможное снижение перевозок в Украину в связи с отказом части грузовладельцев и транспортных компаний продолжать работу на территориях с военным положением.
- Снижение деловой активности и коммерческих перспектив в Украине. Принятое решение неизбежно сокращает инвестиционный потенциал экономики страны, что, скорее всего, приведет к снижению ВВП и будет провоцировать дальнейшее развитие социального кризиса.
Тем участникам рынка, которые продолжат работать в Украине в новой обстановке, нужно четко понимать и взвешивать все риски и перспективы. Грузовладелец, который захочет перевезти груз в те области Украины, где введено военное положение, и перевозчик, который возьмется за исполнение этого заказа, в случае ввода в действие мер военного положения могут понести некомпенсируемые убытки.