Публикация на портале himtrade.ru
Перевозка опасных грузов (ADR)– процесс по определению более сложный, чем перевозка обычных грузов. На подготовительном этапе требуется собрать в несколько раз больше документов, крайне важно правильно определить класс опасности и промаркировать груз. Но самое главное - найти надежного перевозчика, который доставит этот груз без проблем. По утверждению многих специалистов, занимающихся организацией перевозок опасных грузов: какие бы у тебя ни были крепкие знания существующих конвенций, норм и правил по перевозке ОГ, определяющую роль в успехе доставки играет опыт и наработанные партнерские связи.
Общей сложностью в организации перевозок опасных грузов является то, что не все перевозчики берутся перевозить один и тот же груз. И в мотивации отказа часто бывают не объективные причины, а субъективные опасения или предубеждения конкретного перевозчика по поводу определенного вида груза. В морских перевозках дело усугубляется еще технологической сложностью процесса и расстоянием: обладать всеми техническими условиями и лицензиями на работы с опасными грузами должны порт отправления, морское судно, порт назначения. Т.е., у морской линии должна быть схема перевозки, в которой полностью совпадут все условия для доставки груза. К сожалению, случается и так, что порт назначения может «передумать» принять груз: в процессе согласования неверно оценили степень опасности груза, а когда он пришел в порт, поняли, что «ошиблись». А океанское судно – не автомобиль: «заехать» по другому адресу на разгрузку?..
Пример. Экспедиционная компания ТELS с помощью одной из крупнейших морских линий перевозила аэрозоли из Китая. Морская линия, получив всю затребованную информацию о грузе, согласовав доставку с портами, дала «добро». Груз прибыл в порт Новороссийска, где его вдруг отказались принимать. Причина – порт не приспособлен к работе с такими грузами. Пришлось контейнеру «прогуляться» до Египта, где порт для таких грузов точно подходил. Простояв некоторое время в порту Египта, контейнер вернулся в Новороссийск, когда экспедиционная компания, собрав целые «фолианты» доказательной документации, смогла убедить администрацию порта в том, что степень опасности груза позволяет произвести здесь выгрузку и хранение.
Возможность различной квалификаций участниками процесса степени опасности груза и условий его доставки и – одна из основных причин возникновения непредвиденных ситуаций. Для минимизации рисков желательно запастись как можно большим количеством сведений о грузе: запросить все данные у производителя, приложить все сертификаты и пр. Чем больше сведений будет собрано до отправки груза, тем меньше вероятности возникновения проблем в пути.
Теоретически все может закончиться и полной потерей груза, фрахта и возникновением дополнительных убытков. Согласно пункту 7.8 «Правил перевозки контейнеров морским транспортом»: «Загруженные в контейнер легковоспламеняющиеся, взрывчатые или вообще опасные по своей природе грузы, если они сданы к перевозке в контейнере под неправильным наименованием, могут быть в любое время выгружены и выброшены за борт перевозчиком либо уничтожены или обезврежены без возмещения отправителю убытков. Расходы перевозчика, связанные с этими операциями, а также все убытки, причиненные в связи с перевозкой указанных грузов, относятся за счет грузоотправителя».
Случай из практики. В порт Германии прибыл груз с запчастями для автомобилей. И вдруг при разгрузке работники порта замечают на контейнере наклейки ADR-груза. Как должны были поступить немцы в такой ситуации? Естественно, отработать как с незаявленным опасным грузом. К счастью, компания-экспедитор, контролирующая доставку, оперативно отреагировала на возникшую ситуацию, предоставив администрации порта доказательства того, что в контейнере находится не опасный груз, а наклейка осталась на контейнере после прошлого груза. Также было доказано, что виноват в такой ситуации грузоотправитель, который должен был принять к перевозке подготовленный контейнер, отмытый и освобожденный от всех предыдущих маркировок. Расходы, возникшие в связи с этим инцидентом, были возложены на грузоотправителя.
Еще одна существенная особенность морских перевозок опасных грузов – большие объемы. Иногда они могут достигать сотни контейнеров. Здесь становится крайне важным, чтобы все контейнеры, а также упаковка груза были в отличном техническом состоянии. Любое нарушение целостности одного контейнера может приостановить процесс загрузки и вызвать задержку в доставке всей партии груза.
Из Ростова-на-Дону компания TELS организовывала доставку в Турцию крупной партии ферросилиция. Груз прибыл в Ростов в 20' футовых контейнерах, планировалась его перегрузка в трюмы. Ферросилиций опасен тем, что при дроблении выделяет фосфин, а при соприкосновении с водой – чрезвычайно токсичный газ. Работники порта и судовая команда долго отказывались заниматься вытаркой и перевозкой этого груза, поскольку были повещены о событиях, произошедших ранее при перевозке аналогичного груза через Таганрог – отравление членов экипажа с летальным исходом. Экспедитору пришлось инициировать обеспечение всех участников дополнительными средствами защиты для осуществления перевозки.
Особый вопрос – доставка сборных опасных грузов. Несмотря на то, что теоретически некоторые виды опасных грузов можно перевозить вместе с обычными грузами при обеспечении определенных условий, на практике никто из грузовладельцев не хочет, чтобы его обычный груз шел в контейнере с ADR-маркировкой. Собрать в сборный груз все опасные грузы удается крайне редко. Небольшие партии опасных грузов обычно идут прочно закрепленными в отдельных контейнерах.
***
Быть настолько «суперэкспедитором» по организации перевозки опасных грузов, чтобы гарантировать его беспроблемную доставку, не может никто. Экспедиторские компании, которые утверждают обратное – или лукавят, или перевозили таких грузов настолько мало, что им просто еще не приходилось сталкиваться с проблемами. Бесспорно, ключевой вопрос при организации перевозок ОГ – это выбор надежного подрядчика, имеющего опыт, способного быстро и квалифицированно реагировать на непредвиденные ситуации.