Кейс. Оптимизация логистических схем доставки грузов из ЕС в РФ с использованием железнодорожного транспорта

railway.jpg

Объемы рынка грузоперевозок железнодорожным транспортом из Евросоюза в Российскую Федерацию в физическом выражении почти на порядок меньше рынка автомобильных грузоперевозок. Однако статистика Eurostat показывает, что на фоне существенного сокращения в текущем году темпов роста грузоперевозок на автотранспорте из ЕС в РФ, динамика роста рынка железнодорожных перевозок в этом направлении устойчиво держится на уровне прошлого года – около 6%. То есть, доля грузов, идущих из Европы в Россию железнодорожным транспортом в этом году увеличивается.

Главный тезис в пользу железнодорожного транспорта в разработке логистических схем доставки грузов из ЕС в РФ базируется на том, что:

  • партию груза свыше одной стандартной автофуры может быть выгоднее перевозить железнодорожным транспортом.

Даже на относительно короткие расстояния – например, в Центральный или Северо-Западный регионы РФ – стоимость фрахта 2-3 машин на международном направлении уже не конкурирует со стоимостью транспортировки груза железнодорожным вагоном. Конечно же, цена – не единственный фактор в выборе схемы перевозки, но вариант железнодорожной доставки крупных партий грузов, особенно на дальние расстояния, может быть интересен для любых видов товаров.

В качестве примера приводим кейс по разработке и оптимизации логистической схемы поставок керамической продукции из Евросоюза в Российскую Федерацию с использованием железнодорожного транспорта.

Разработка схемы доставки керамической плитки из Чехии в Российскую Федерацию (г. Новосибирск)

Задача включала ряд условий, как «обычных», так и индивидуальных:

  • стоимость доставки должна быть минимальной, но не в ущерб качеству процессов;

  • сроки доставки должны быть прогнозируемы и не отступать критично от запланированных;

  • степень вовлеченности сотрудников заказчика должна быть минимальной, возникающие по ходу перевозки вопросы сотрудники TELS должны решать, по возможности, самостоятельно;

  • нужно найти брокера для таможенной очистки груза при въезде на территорию ЕАЭС, на станцию назначения груз должен приехать растаможенным;

  • логистическая схема должна работать стабильно.

Характеристики груза и длина маршрута:

  • керамическая плитка - тяжелый груз: в одном кубическом метре порядка 2,4 тонны;

  • планируемые партии поставок – от 40 тонн в одном контракте;

  • маршрут международный, длина более 5 тыс. км.

Выбор вида транспорта

Учитывая характеристики груза и длину маршрута, в качестве приоритетного вида транспорта для разработки оптимальной схемы доставки специалисты ГК TELS выбрали железнодорожный транспорт. Основная аргументация в пользу железной дороги: один вагон может перевозить до 68 тонн плитки – это вес, сопоставимый с грузоподъемностью трех стандартных автомобильных полуприцепов (то есть, три ставки фрахта на международную автомобильную перевозку на «плечо» свыше 5 тыс. км). Даже если партия груза будет минимальной (40 тонн), стоимость перевозки железнодорожным вагоном будет выгоднее, чем двумя автомашинами.

Оптимизация схемы транспортировки

Далее, задача оптимизации логистической схемы сфокусировалась на вопросе места погрузки в ж/д транспорт.

«Стандартная» схема мультимодальной перевозки потребительских товаров из Европы с участием железнодорожного транспорта состоит, как правило, из автомобильной перевозки до приграничной железнодорожной станции страны ЕАЭС с дальнейшей перегрузкой в ж/д вагон. В большинстве случаев такая схема является оптимальной по совокупности факторов.

Прямой железнодорожный маршрут из Чехии в Новосибирск пролегает через границу Республики Беларусь, станция в г. Брест. Однако в нашем случае местом погрузки в ж/д транспорт специалисты ГК TELS выбрали станцию в г. Рига. Такое решение позволило снизить стоимость первого этапа доставки - автомобильной перевозки и разгрузочно-погрузочных работ.

Лисовский.jpgАндрей Лисовский, руководитель Отдела железнодорожных перевозок ГК TELS:

«Схема перевозки через Ригу была выбрана главным образом потому, что:

  1. перегрузка в Бресте стоит дороже, чем в Риге;

  2. автомобильная перевозка осуществляется только по территории Евросоюза, что дешевле и проще, чем международная перевозка в Брест;

  3. у прибалтов лучше терминальный сервис.


Стандарт железнодорожной колеи совпадает с российской, так что перегрузки на границе не требуется».

Таможенная очистка по пути следования

Для удовлетворения требований заказчика по таможенной очистке груза по пути следования был задействован таможенный брокер на станции Посинь, Псковская область. Заранее были собраны и переданы брокеру все необходимые документы для максимально быстрого совершения таможенных операций. В итоге, поезд прошел эту станцию без ощутимых задержек.

Выгода таможенной очистки груза на приграничной железнодорожной станции заключается в том, что:

  1. далее груз едет уже не по внутреннему таможенному транзиту (не требуется дополнительных затрат),

  2. на станции назначения не производится никаких таможенных процедур для выпуска товара – груз просто перегружается в машину и перевозится на склад грузополучателя.

Результат

Разработанная логистическая схема удовлетворила все требования заказчика и позволила ему:

  • планировать и осуществлять стабильные поставки керамической плитки из Европы;

  • увеличивать партию груза в одной перевозке до 68 тонн без существенного увеличения стоимости доставки;

  • оптимизировать логистический бюджет своего бизнеса.

Андрей Лисовский: «В результате разработки данной схемы железнодорожной перевозки у клиентов ГК TELS появились новые возможности по оптимизации своих логистических схем поставок грузов из Европы. Если доставка идет в центральные и северные регионы России, то выгоднее строить железнодорожный маршрут через Ригу; если груз направляется южнее – лучше ехать, например, через Брест. Впрочем, для заказчика просчитываются и предлагаются на выбор все варианты, включая и схемы с использованием водного транспорта, если в этом есть целесообразность».