По оценке M.A.Research, в 2017 г. после трех лет рецессии российский рынок перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов (КТГ) продемонстрировал рост в сопоставимых ценах на 1,6%. В номинальном выражении рынок КТГ вырос на 6,3%, а его доля в объеме рынка транспортно-экспедиторских услуг превысила 2%.
Росту рынка перевозок КТГ способствовали, в первую очередь, возобновление роста реального ВВП России и инвестиции в основной капитал, включая реализацию крупных проектов в нефтегазовой отрасли и энергетике, рост капиталовложений в инфраструктурные проекты в РФ.
Высокими темпами росли перевозки негабаритных и проектных грузов из Китая (+35,4% в 2017 г.). На второй позиции страны ЕС с долей рынка 35%. Несмотря на санкции, в 2017 г. существенно возросли объемы российского импорта товаров инвестиционного назначения из Германии (+9,4%) и Франции (+22,4%). Более чем на 40% увеличились поставки оборудования из Беларуси: прежде всего, подъемных устройств и механизмов, холодильного оборудования и сельскохозяйственной техники.
В 2017 г. в страну было ввезено 3,9 млн т промышленного оборудования, входящего в 84 группу ТН ВЭД, что почти на 26% больше, чем в 2016 г.
Прогнозы роста рынка КТГ
Перспективы развития проектной логистики связаны с прогнозируемым ростом инвестиций в основной капитал в 2018–2020 гг. - в среднем на 5,3% в год согласно сентябрьскому прогнозу МЭР РФ.
Инвестиции в добычу нефти в сопоставимых ценах к 2020 г. вырастут на 18,5% к уровню 2016 г., в транспорт газа – на 9% за тот же период. Инвестиции в обрабатывающую промышленность (без нефтепереработки) за период 2018- 2020 гг. вырастут примерно на 4%. Рост инвестиций в проекты химического комплекса ожидаются на уровне 6,4% в год.
По оценке M.A.Research, до 2020 года рынок перевозок КТГ будет расти в среднем на 3,4% в год в сопоставимых ценах и на 6,7% в год в текущих ценах.
Среди основных факторов риска, которые могут воспрепятствовать воплощению прогнозов в реальность: высокая геополитическая неопределенность; усиление торгового протекционизма и санкций, ограничивающих доступ к внешнему финансированию и отрицательно влияющих на динамику инвестиций в основной капитал.
Перевозки промышленного оборудования из Европы в I квартале 2018 года
Показатели рынка в сегменте перевозок негабаритных и проектных грузов на начало 2018 года пока не поддерживают позитивных прогнозов. В частности, за I квартал 2018 года, согласно статистике Eurostat, в Россию из Евросоюза всеми видами транспорта было ввезено 313 тыс. тонн грузов, входящих в группу 84 ТН ВЭД (разного рода промышленное оборудование), что на 4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Для сравнения, за 2017 год динамика роста перевозок этой группы товаров на автомобильном транспорте из ЕС в РФ составляла почти 60% по отношению к 2016 году. За 3 месяца текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года динамика по этой товарной группе пока отрицательная - на уровне -8%. Но стоит учесть, что это результаты только начала года, причем, в сравнении с ситуацией бурного роста в 2017 году.
Минэкономразвития снижает прогноз по росту ВВП РФ
Минэкономразвития РФ ухудшило прогноз по динамике роста ВВП в 2018-2019 годах: на 2018 год этот показатель сократили с 2,1% до 1,9%; на 2019 год – с 2,2% до 1,4%. Причинами ухудшения стала геополитическая неопределенность, а также анонсированный рост налога на дополнительную стоимость с 18% до 20%.
В свою очередь, Росстат сообщает о росте ВВП в I квартале 2018 года всего на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Снижение экономических показателей с высокой вероятностью скажется на инвестициях и темпах ввода в эксплуатацию новых производственных мощностей в российской промышленности. Возможно, прогнозы по рынку импортных перевозок КТГ также придется скорректировать в меньшую сторону.
***
МЭР РФ изменил свой прогноз и по курсу рубля к доллару США: 61 рубль за доллар в текущем году (ранее прогноз был на уровне 58,6 рублей за доллар). В конце года доллар еще укрепится – до 62 рублей. В 2019-2020 годах серьезного ослабления российской валюты не ждут, прогнозируя курс 63-64 рубля за доллар США.
При этом, среднегодовая цена нефти Urals в 2018 году заложена на уровне $69,3 за баррель против $61,4 в апрельском варианте. Этот фактор скорее положительный для российской экономики в коротком периоде, хотя в долгосрочной перспективе не повышает экономическую устойчивость страны.
Департамент маркетинга ГК TELS по данным Eurostat, M.A.Research, logistics.ru, провэд.рф