В логистическом сообществе давно обсуждается тема дефицита профессиональных водительских кадров. Последние статистические данные свидетельствуют о том, что сложившаяся ситуация – это не просто временные трудности, а развивающийся негативный тренд.
Максим Зизюк, руководитель Департамента автомобильных перевозок ГК TELS
Для начала, несколько статистических выкладок:
Сокращается приток молодых водителей
По данным PricewaterhouseCoopers, количество выдаваемых в Польше водительских удостоверений категорий С или С+Е в 2006 году было около 300 тысяч, в 2011 — всего 48 тысяч.
После отмены бундесвером в 2011 году воинской обязанности сократился приток молодых водителей в Германии: около 15 тысяч человек ежегодно обучались водительскому ремеслу в армии.
Одна из причин, по которой молодые люди в Европе выбирают другие профессии — высокая стоимость вхождения в профессию водителя-международника и нелегкие условия труда. Прохождение всех водительских курсов, например, в Польше стоит около 2 тысяч евро.
В России также наблюдается снижение притока водителей грузового транспорта. В 2017 году количество новых обладателей удостоверений категории «С» снизилось до 106 400 со 124 600 в 2016 году, права категории «D» оформили 37 900 человек (в 2016-м — 42 300).
Еще одной из причин слабой привлекательности для молодежи профессии водителя является развитие беспилотных технологий. Оценивая перспективы востребованности профессии в будущем, молодые люди выбирают более надежные сферы деятельности.
Миграция уже не спасает
Компании Запада привыкли решать проблему дефицита водительских кадров за счет миграции водителей из стран Восточной Европы. Например, польские водители активно мигрируют в Германию, где оплата их труда в полтора раза выше. В свою очередь, в Польшу наблюдается высокая миграция водителей из Румынии, Молдавии, Украины и Беларуси.
Однако и этот ресурс, как видно из статистики, уверенно иссякает.
Около 20% транспортных компаний в Польше испытывают постоянные проблемы с водительскими кадрами, 60% — говорят пока о периодических трудностях.
Острый дефицит водителей отмечается в Литве. По данным Биржи труда, в 2016 году в Литве было трудоустроено 13 000 иностранных граждан, из них 87% были приняты на работу в качестве водителей грузового транспорта.
В Беларуси в декабре 2017 года в базе Государственной службой занятости свободных вакансий для водителей было в три раза больше, чем соискателей.
Новые схемы хищения грузов
В сложившейся обстановке криминальные структуры разрабатывают новые схемы хищений грузов.
До недавнего времени основными схемами кражи грузов были: а) создание логистических лжекомпаний; б) приобретение мошенниками добросовестных транспортных компаний. Эти перевозчики продолжали свою деятельность до момента, пока в их руки не попадала большая партия дорогостоящего высоколиквидного груза, после чего машины исчезали вместе с товаром.
Последние известия «с полей» Евросоюза: грузы у своих работодателей начали воровать водители-иммигранты. Из-за дефицита водителей, транспортные компании вынуждены брать на работу не только малоопытные, но и не очень надежные кадры. Этим пользуются мошенники.
Пример из практики. Для доставки своих высоколиквидных грузов заказчик обратился к надежному польскому подрядчику, с которым сотрудничал давно и успешно. Подрядчик доверил транспортировку грузов двум водителям-гражданам Украины, которые на тот момент вполне добросовестно проработали в компании несколько месяцев. Через некоторое время после загрузки бортовые устройства GPS перестали подавать сигнал, а водители - выходить на связь. В данном конкретном случае настороженность менеджеров, которые быстро среагировали на подозрительные факторы, не позволила мошенникам уехать далеко, но известия о схожих случаях удавшихся краж мы периодически слышим.
Как мы видим, в практике обеспечения безопасности перевозок сегодня важным элементом становится непрерывное слежение за исполнением перевозки с помощью технических и организационных средств контроля.
Обеспечение сохранности грузов в новых условиях
Система отбора и допуска транспортных компаний к сотрудничеству требует постоянных корректировок и дополнений. В частности, Инструкция по допуску поставщиков (автомобильных перевозчиков) к работе по перевозке грузов в компании TELS обновляется каждый год. Инструкция исполняется на уровне бизнес-процессов с системой программного и организационного контроля специалистами по работе с транспортными компаниями.
Не могу раскрыть всех подробностей этой инструкции, чтобы не выдать все «контрольные точки» и не ослабить эффективность отбора. Могу только сказать, что поставщик проверяется на всех уровнях – от соответствия документов утвержденным образцам страны регистрации до информационной проверки репутации. Признаками недобросовестной структуры могут быть:
- информация в представленных документах не совпадает с информацией, полученной из наших информационных источников;
- отсутствие какой-либо истории о деятельности поставщика;
- в течение последних 1,5–2-х лет произошла смена собственников и вида деятельности;
- компания зарегистрирована по адресу массовой регистрации;
- отсутствует интернет-сайт; либо сайт есть, но вызывает сомнения (недавно создан, слабо наполнен, отсутствует разработчик и пр.)
- отсутствует стационарная телефонная связь с организацией; указанный в документах организации стационарный телефон принадлежит посреднику (диспетчеру) либо отсутствует вовсе;
и другие; всего более 20 пунктов с определением признаков недобросовестности.
С некоторого времени в требования к поставщикам транспортных услуг добавлены еще условия по сроку работы водителей, привлекаемых к перевозке высоколиквидных грузов.
Важным элементом в практике обеспечения безопасности перевозок сегодня становится обязательное наличие у транспортной компании системы технических и организационных средств для непрерывного слежения за движением грузов.
В дефиците не только водители
Недостаток персонала в логистической отрасли распространяется не только на водителей, но и на квалифицированный менеджерский состав. В кулуарах выставки TransPoland в прошлом году представители одного из ведущих кадровых интернет-порталов Польши спрогнозировали общий дефицит квалифицированных кадров в логистической отрасли Европы на уровне 250 тысяч в ближайшие три года.
Одним из эффектов данного положения дел, вероятнее всего, станет увеличение стоимости логистических услуг. В подтверждение этой гипотезы, компании «Hermes Germany» и «GO! Express & Logistics» уже заявили об увеличение тарифов на транспортные услуги на 4-4,5%, объяснив это меру необходимостью инвестировать в сотрудников.
Согласно исследованиям сайта GorodRabot.ru, за период c февраля по март 2018 года зарплата водителей-дальнобойщиков в России выросла примерно на 11%.
При подготовке статьи использовались источники: transinfonews.by, telsgroup.ru, ati.su