Рынок автотранспортных грузоперевозок ЕС-РФ: меньше оборудования в Россию, больше углеводородов в Европу

IMG_07287.jpg

ИМПОРТ

В I квартале 2018 года рынок автомобильных грузоперевозок из ЕС в Российскую Федерацию в физическом выражении увеличился на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув уровня 2506 тыс. тонн (Здесь и далее - по данным Евростат, обработка данных - Департамент маркетинга ГК TELS).

Стоит отметить, что в марте текущего года положительная годовая динамика существенно «сбавила обороты». В январе-феврале 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рынок автомобильных грузоперевозок на направлении из ЕС в РФ показывал динамику роста более 9%. В марте 2018 года объемы грузоперевозок увеличились по отношению к предыдущему месяцу, однако по отношению к марту прошлого года произошло сокращение на 5,7%, благодаря чему общая годовая динамика за квартал вышла на «скромные» 3,4%.


Как и в прошлом году, тройка стран-лидеров по поставкам грузов на автомобильном транспорте из Евросоюза в Россию – это Германия, Польша и Финляндия, которые совокупно обеспечивают почти половину всего грузопотока на автотранспорте из ЕС. Из всех этих стран отмечается положительная динамика грузоперевозок: +2,5%, +6,1%, +2,5% соответственно.

В марте существенно сократился грузопоток из Нидерландов (4 позиция в рейтинге стран-поставщиков из ЕС в РФ на автотранспорте). По итогам первого квартала поставки из этой страны сократились на 6,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, хотя в январе-феврале динамика была еще положительной. Заметная отрицательная динамика отмечается также из Словакии, Дании и Хорватии.

Если анализировать направления грузоперевозок с точки зрения прироста в физическом выражении (тоннах), то наибольший вклад в увеличение рынка импорта из ЕС в РФ внесли страны: Польша (+20,2 тыс. т), Франция (+16,7 тыс. т), Германия (+14,7 тыс. т), Бельгия (+11,3 тыс. т), Чехия (+11,1 тыс. т), Швеция (+10,5 тыс. т). Сократился грузовой поток более всего из Нидерландов (-11,6 тыс. т), Австрии (-4,7 тыс. т), Словакии (-3,2 тыс. т), Венгрии (-2,6 тыс. т).

В разрезе грузов в январе-марте 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечается заметное сокращение перевозок на автотранспорте промышленного оборудования (-8,5%) при одновременном росте перевозок пластмассы и изделий из нее (+8,2%), автотранспортных средств (+25,3%), напитков и спиртов (+22,9%).

ЭКСПОРТ

На направлении экспорта из России в Евросоюза объем перевозок на автотранспорте в I квартале 2018 года достиг 2390 тыс. тонн, что на 8,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.


Главным импортером российских грузов на автотранспорте по-прежнему остается Финляндия (694 тыс. т), несмотря на то, что в рассматриваемом периоде на этом направлении произошло самое большое сокращение объемов перевозок в физическом выражении: -46,2 тыс. т (-6,3%).

В 3,3 раза выросли грузоперевозки в Венгрию: с 30,3 тыс. т в I квартале прошлого года - до 102 тыс. тонн в текущем году. Наиболее заметный вклад в рост экспорта из РФ в ЕС в физическом выражении внесли также Германия (+65, тыс. т; +18,8%) и Польша (+51,2 тыс. т; +16,2%).

В разрезе грузов на первой строчке экспорта на автотранспорте из РФ в ЕС по-прежнему остается дерево и деревянные изделия (более 40% всего грузопотока), при том, что объемы перевозок этих видов грузов в рассматриваемом периоде сократились на 4,5%. Почти в 2 раза вырос экспорт нефтепродуктов (+86,1 тыс. т), а также железа и стали (+80,3 тыс. т; +46,8%).

Более подробный анализ рынка автотранспортных грузоперевозок ЕС-РФ будет подготовлен Департаментом маркетинга ГК TELS в июне.