Что ожидает рынок морских контейнерных перевозок в 2018 году

корабль.jpeg

Deshchenya.jpgРуководитель Департамента мультимодальных перевозок ГК TELS Евгений Дещеня – о том, каким будет рынок морских контейнерных перевозок в новом году и чего ожидать по динамике ставок.

Евгений, каким был 2017 года для рынка морских перевозок?

Начнем с того, что в 2017 году рынок морских контейнерных перевозок не только показал положительную динамику, но и все морские линии получили прибыль.

Напомню, рынок морских контейнерных перевозок начал испытывать трудности еще с 2009 года – загрузка судов пошла на спад. Весной 2015 года началось наиболее заметное падение ставок фрахта: конкуренция морских линий приобрела особенно жесткий характер, и крупные грузовладельцы использовали эту ситуацию для «продавливания» цен на предельно низкий уровень. Например, в марте 2016 ставка по направлению Китай (основные порты) – Рига снизилась до рекордной отметки в 450$. Для сравнения: в марте 2015 года она составляла 1350$.

Деятельность морских линий контролируется антимонопольным комитетом, который не позволяет им вступать в сговор с целью удержать ставок. Чтобы улучшить для себя ситуацию, крупные морские стали объединяться в альянсы. В итоге, к середине 2017 года на рынке появилось три альянса:

  • 2M: Maersk, MSC;
  • The Ocean Alliance: COSCO, CMA CGM, Evergreen, OOCL и
  • The Alliance: NYK Line, MOL, “K” Line, Hapag-Lloyd, UASC, Yang Ming Line.

Работа в Альянсах позволяет линиям не выводить весь парк судов на существующие трейды и загружать работающие суда более полно и оперативно. При этом линии могут пользоваться готовым сервисом друг друга, расширяя географию своих перевозок и повышая в целом уровень обслуживания.

Такая политика привела к сокращению грузовых мест и создала предпосылки для увеличения ставок. В дополнение к этому, рынок стал расти, увеличилось предложение грузов на всех направлениях. К лету 2017-го ставки фрахта выросли в несколько раз, по сравнению с мартом 2016-го, хотя еще не вернулись к уровню марта 2015 года.

Рынок морских перевозок в 2018 году – что его ожидает?

Мировой рынок растет. Экономика Китая – крупнейшего поставщика контейнерных грузов – восстанавливается. Повышает свои экономические позиции Индия: показывает сейчас хорошие темпы развития и,согласно прогнозам,рост ВВП и внешней торговли этой страны продолжится. Таким образом, в 2018 году есть все предпосылки для роста объемов морских перевозок.

Для прогнозирования динамики рынка контейнерных перевозок я с некоторого времени в качестве опережающего индикатора использую индекс Baltic Dry. Он измеряет объемы перевозок сухогрузами. Это сырье, которое используется в промышленном производстве: уголь, руда и пр. Если объемы перевозок таких грузов падают, значит, мировое производство сокращается, и скоро это приведет к сокращению мировой торговли и рынка контейнерных перевозок.

Индекс Baltic Dry стал расти с начала 2017 года, и уже с третьего квартала прошлого года стало отмечаться заметное увеличение рынка морских контейнерных перевозок. В 2018 году рост продолжается.

Объем глобальных морских контейнерных перевозок за январь-февраль 2018 года вырос на 6,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 26 млн TEU. Больше всего поток контейнеров увеличился на направлении из Азии в порты европейского континента и Северной Америки.

По данным Ассоциации морских торговых портов РФ, за 2 месяца 2018 года контейнерооборот российских портов вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 14,9%. 

Как, предположительно, будут вести себя ставки на морские контейнерные перевозки?

Обычно, увеличение предложения грузов должно приводить к росту ставок. Но одновременно с ростом грузов идет значительное увеличение контейнеровместимости торгового флота. Морские линии активно заказывают и вводят в эксплуатацию мегаконтейнеровозы, вместимостью свыше 20 тыс. TEU. В 2017 году на обслуживание океанских линий было выведено три таких контейнеровоза: OOCL Hong Kong, OOCL Germany и Madrid Maersk.

Всего OOCL планирует постройку 6 мегаконтейнеровозов, вместимостью свыше 21 тыс. TEU. В интернете обсуждается информация, что MSC ведет переговоры о строительстве в Южной Корее 11 судов, вместимостью 22 тыс. TEU, а также свои 22-тысячники планирует строить и другой морской перевозчик – CMA CGM.

По данным splash247.com, к 2020 году доля контейнеровозов вместимостью свыше 14 тыс. TEU в мировом контейнерном флоте увеличится до 90% примерно с 50% на текущий момент.

С учетом всего вышесказанного, спрогнозировать динамику уровня ставок на контейнерные перевозки в ближайшие 2 года достаточно непросто. Если темпы роста контейнеровместимости будут совпадать с темпами роста потребностей рынка, то ставки будут держаться примерно на одном уровне, с небольшими сезонными колебаниями.

С высокой долей вероятности можно предположить, что значительного устойчивого роста происходить не будет. Возможны небольшие колебания вниз, как это было в январе-феврале 2018 года на фоне сезонного спада. Тогда операторы даже сняли суда с некоторых направлений, чтобы догрузить оставшиеся. Морские линии научились управлять ценами и загрузкой судов, держать баланс.

Но сегодня на рынок значительное влияние оказывают и факторы неэкономического характера – санкции, растущие протекционистские тенденции, политическая напряженность. Эти события труднее поддаются прогнозам. Одно политическое решение, введение тарифного барьера, ужесточение экологических и санитарных требований может значительно сократить грузовой объем на каком-либо направлении перевозок.

Сегодня мы уже видим, как эти риски воплощаются в жизнь. Протекционистские инициативы США, грозящие перерасти в настоящие торговые войны, могут заметно сократить рынок трансатлантических контейнерных перевозок. На фоне планируемого роста контейнеровместимости мирового флота, результатом этих войн может стать новый виток падения ставок.

На рынке «короткого моря» какие тенденции?

По статистике Eurostat, в 2017 году из Европейского союза в Российскую Федерацию морским транспортом перевезено 5,7 млн. тонн грузов – на 30% больше, чем в 2016 году. Для сравнения, динамика роста перевозок на автотранспорте из ЕС В РФ за этот период составила 16%.

Евросоюз всячески стимулирует проекты развития экологических видов транспорта, и это не может не сказаться на структуре перевозок. Вспомним стратегический документ Еврокомиссии «Транспорт – 2050». Его цель – уменьшить объем вредных выбросов в атмосферу на 60%. Согласно этому документу, к 2050 году более половины грузовых перевозок на расстояния свыше 300 км должны будут осуществляться железнодорожным и водным транспортом.

Конечно же, когда речь идет о перевозках из Евросоюза в страны СНГ, организация доставки грузов автомобильным транспортом пока намного проще и быстрее, чем морским транспортом. Помимо более долгого и сложного процесса организации морской доставки (фрахт контейнера, время обработки груза в портах, организация доставки в/из портов и пр.), на внутреннем рынке Евросоюза отмечается еще и дефицит подходящего контейнерного оборудования. Стандартный автомобильный полуприцеп примерно соответствует по объему 45-футовому контейнеру, найти который бывает очень непросто.

Но, как мы видим из статистики выше, водный транспорт во внутриконтинентальных международных перевозках набирает вес. 

Узнать об услугах морских и мультимодальных перевозок ГК TELS