Кейс. Ускорить мультимодальную перевозку, чтобы спасти контракты Заказчика

pexels-photo-248747.jpeg

Особенность мультимодальных перевозок с участием морского транспорта заключается том, что сложно с высокой точностью определить сроки доставки грузов в порт назначения: погодные условия могут задержать океаническое судно на рейсе или при заходе в порт, возможны задержки при разгрузке, загрузке на фидерное судно, которое по различным причинам также может задержаться в пути.

Бывает так, что все эти факторы сходятся в одной перевозке, усугубившись еще и задержкой отгрузки товара поставщиком. Заказчику при этом грозят штрафы за невыполнение контрактных обязательств перед своими контрагентами. Можно ли ускорить мультимодальную перевозку, когда контейнеры уже в пути на океаническом судне?

Задача: 20 контейнеров из Китая для производителя бытовой техники

В Департамент мультимодальных перевозок Группы компаний TELS пришла заявка на доставку из Китая 20 контейнеров с комплектующими для бытовой техники. Условия FOB: ответственность ГК TELS наступала с момента погрузки груза на судно.

Поставщик задержал отгрузку товара на 10 дней, из-за чего контейнеры вышли на линию позднее первоначального графика и, как следствие, сдвигались сроки доставки груза в конечный порт Рига.

Вот с этого момента и началась история «невозможного».

Deshchenya.jpgЕвгений Дещеня, руководитель Департамента мультимодальных перевозок ГК TELS: «Прошло примерно две недели, как судно отбыло из Китая, и нам поступает приглашение на встречу с директором компании-заказчика. Встреча была очень представительная, собрался практически весь ТОП-менеджмент предприятия. Нам разъяснили причину такого срочного совещания: заказчика не устраивали текущие сроки доставки груза.

К нам претензий не было, поскольку мы не отвечали за сроки отгрузки. На график морской линии тоже повлиять не могли. Но ситуация складывалась следующим образом: у завода был контракт на поставку крупной партии бытовой техники, в случае задержки предприятию грозили огромные штрафы, на которые у него не было средств. На закупку комплектующих был взят кредит, который тоже надо возвращать. «Ребята, делайте, что хотите, но этот груз нам нужен на две недели раньше, иначе нам будет очень плохо», - примерно так прозвучала просьба заказчика».

Проработка схемы ускорения доставки

Ускорить график морской линии невозможно. Скорее, наоборот, всегда существуют риски задержек. В данной ситуации был только один вариант сократить срок доставки на две недели – это снять контейнеры с маршрута в порту трансшипмента (в нашем случае это порт Роттердам, Нидерланды) и отправить получателю автотранспортом. Но это очень сильно увеличивало стоимость доставки, что тоже было критично для заказчика.

После мозгового штурма по поиску оптимального решения заказчику была предложена следующая схема:

  1. Выделить из всей партии груза часть контейнеров, ускоренная доставка которых позволит запустить производство.
  2. Снять эти контейнеры в порту Роттердам и отправить автотранспортом до места назначения.
  3. Остальные контейнеры оставить на первоначальном маршруте.

Для снижения стоимости доставки в рамках данной схемы было решено автомобильную перевозку из Нидерландов осуществить с перегрузкой в тентованные полуприцепы. В этом случае:

  • из схемы исключался большой обратный пробег автомобиля для возврата контейнера в порт;
  • имелся более широкий выбор подрядчиков и возможность гарантированно уложиться в минимальные сроки.

Три дня на перевозку из Нидерландов

Заказчик выделил из всей партии 8 контейнеров, доставка которых обеспечивала начало производства. После согласования новых условий с морской линией и разделения коносамента, эти контейнеры были сняты с основного маршрута в порту Роттердам для дальнейшей доставки автотранспортом.

Евгений Дещеня: «Заказчик требовал максимально ускоренной доставки груза, давал срок 3 дня с учетом пересечения границы. Нужно было организовать доставку контейнеров из порта на ближайший склад, поставить машины под загрузку, осуществить перегрузку и вернуть контейнеры в порт, оформить товаросопроводительные документы и отправить машины в путь.

Машины ехали по схеме «Ускоренный грузовик»: с двумя водителями, которые менялись в соответствии с требованиями ЕС к соблюдению режима труда и отдыха. Три раза в день информировали заказчика о местонахождении автомобилей. Границу прошли без задержек, в один день все машины пришли в таможню, в течении дня растаможились».

Завод заработал в три смены.

Новая задержка, новое ускорение доставки

Пока специалисты ГК TELS обслуживали ускоренною доставку из Нидерландов, остальная часть контейнеров шла первоначальным маршрутом в порт Рига. К установленному сроку прибытия судна уже был зафрахтован автотранспорт для доставки груза получателю.

Однако и на этом этапе возникла задержка – морская линия сдвинула сроки прибытия фидерного судна, и заказчик снова стал не успевать выполнить свой контракт. Нужно было ускорять доставку всеми возможными способами теперь из порта Рига.

Евгений Дещеня: «Дополнительная проблема была еще и в том, что часть подрядчиков не согласилась ждать новых сроков загрузки и сняла свои машины с заказа. Нам пришлось срочно искать замену, а с платформами это несколько трудней, чем с тентованными полуприцепами.

На коротком плече перегружать груз в тентованные полуприцепы нецелесообразно: для быстрого оформления и доставки проще ставить контейнер на автоплатформы и гнать под разгрузку сразу на склад заказчика.

Используя все доступные ресурсы, мы нашли замену. За один день поставили контейнеры на платформы и отправили по маршруту. Заранее промониторили все погранпереходы на предмет очередей. Время прохождения границы одной машиной занимало максимум два часа. На следующий день все машины были уже на таможне».

Результат

Компания-клиент успела произвести всю партию заказанной техники к сроку и выполнить свой контракт.

Специалисты ГК TELS на практике отработали схему ускорения мультимодальной перевозки из Китая с решениями по оптимизации затрат.