28 октября 2015 года в Москве состоялся очередной Consumer Goods Supply Chain & Logistics Summit – один из наиболее активных логистических форумов, собирающих руководителей логистики и цепей поставок розничных сетей, поставщиков и логистических операторов. Представители крупных транснациональных корпораций обсуждали ситуацию и перспективы развития рынка логистических услуг.
«На Форуме шел интересный разговор о ситуации на логистическом рынке и дальнейших тенденциях. Нельзя сказать, что там были для нас какие-то открытия, но для подтверждения или уточнения наших ожиданий и прогнозов такого рода мероприятия бывают весьма полезны», - прокомментировал мотивы и итоги своего участия в данном мероприятии руководитель Московского офиса Группы компаний TELS Сергей Садовский.
Краткое резюме о наиболее актуальных проблемах и тенденциях логистического рынка от участника Форума:
Оптимистичные прогнозы, которые еще недавно озвучивались из уст официальных лиц в правительстве РФ, нас обнадеживали, что вторая половина 2016 года станет началом выхода России из случившегося по разным причинам кризиса. Участники форума (люди, реально работающие в международном бизнесе) прогнозируют затягивание кризиса на 3-5 лет.
В мире сейчас идет экономический спад (даже успешный Китай серьезно снижает темпы роста), и все это на фоне целого клубка политических проблем, которые тоже не способствуют выходу из кризиса.
Реальные доходы населения в России снижаются, и по всем предпосылкам – будут продолжать снижаться, обороты розничной торговли падают. На этом фоне и спрос на транспортно-экспедиционные услуги упал в почти два раза.
Ставки падают, требования растут
Несмотря на критически низкий для перевозчиков уровень ставок, фрахт по-прежнему имеет тенденцию к снижению. Логика многих транспортных компаний: лучше получить заказы и выжить, чем уйти с рынка. На рынке происходит жесткая ценовая борьба между ТК.
Одновременно с этим у заказчиков логистических услуг растут требования по отсрочке платежа: в среднем, ожидания по отсрочке достигают 60-90 дней, иногда фактическая отсрочка достигает 180 дней.
На фоне всей этой ситуации происходят банкротства, поглощения и трансформация транспортных компаний.
Качество услуги ТК размывается. На форуме звучала оценка, что ключевые компетенции персонала компаний-поставщиков логистических услуг зачастую находятся на низком уровне, не соответствуют ожиданиям Заказчиков.
Меняется модель экономик, соответственно и модель логистики тоже меняется. Идет смена поставщиков и каналов поставок. Звучал прогноз, что в перспективе каналы поставок могут переместиться из Европы в Беларусь, а из Китая - в Казахстан.
Все выступающие говорили про сокращение затрат на логистику - это характерная позиция для всех.
С целью сокращения расходов на логистику среди крупных заказчиков все более значимым каналом выбора поставщиков становятся тендеры. Компании активно пользуются тендерными площадками в Интернете (Transporeon, Logitek и др.)
Выживет сильнейший и более технологически вооруженный
Еще одна сильная тенденция логистического рынка: крупные клиенты стремятся все больше работать с 3PL-операторами, оказывающими весь спектр услуг (транспорт, таможня, склад). У комплексного предложения больше шансов быть реализованным.
Усиливается востребованность услуг по отслеживанию машин с помощью Интернета и мобильных приложений. Идет постепенный отказ от «устаревших» средств коммуникаций с поставщиками услуг (телефон, факс и т.д.), переход к Интернет-решениям с интеграцией систем заказчика и поставщика услуг.