Начальник Отдела проектных и негабаритных перевозок ГК TELS Анастасия Фурсова
Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов (КТГ) – один из самых сложных видов перевозок, где особенно важны и практический опыт, и способность оперативно решать сложные нестандартные задачи. Наработанные схемы доставки КТГ, конечно же, облегчают организацию процесса перевозки, но даже с однотипным грузом по «наезженному» маршруту иногда могут возникать неожиданные проблемы, требующие срочного решения. С проектными перевозками все еще сложнее.
Негабаритный груз - крупногабаритный и/или тяжеловесный объект грузоперевозки, чьи параметры превышают критические установленные значения по метражу и весу. К таким грузам относится различная крупногабаритная техника, промышленные агрегаты, разнообразные металлоконструкции и пр., если превышен какой-либо из параметров: длина 20 метров, ширина 2,5 метра, высота 4 метра, масса 40 тонн.
Проектные перевозки - доставка сложных видов грузов, таких как: а) линии производства, крупные партии оборудования, заводы и т.п., где требуется привлечение большого количества единиц транспорта, организация перевозки несколькими видами транспорта, часто с использованием спецтехники, б) крупногабаритные и тяжеловесные грузы, когда необходимо глубокое исследование маршрута, возможное инженерное вмешательство в дорожную инфраструктуру: подъем линий электропередач, демонтаж мостов, строительство дорог для осуществления конкретной перевозки и прочее.
Наиболее сложные комплексные задачи, которые необходимо решать при организации доставки проектных и негабаритных грузов:
Задача 1. Собрать достоверные данные о грузе
Обычное явление - неточность указания заказчиком фактического объема и весогабаритных параметров груза. Характеристики груза, указанные в технической документации, могут не соответствовать действительности, особенно, если техника, агрегаты и устройства уже были в эксплуатации, могли быть неким образом «модернизированы», заправлены какой-либо технологической жидкостью, горючим и т.п.
В идеале, груз должен быть промерен с учетом всех «навесов», «козырьков» и пр. деталей.
Газогенераторная установка общим весом 64 тонны была отгружена на 4 автомашины (спец. подвижной состав и евро тенты) блоком в Германии через порт Санкт-Петербург, где была произведена перекомплектация с последующей транспортировкой на 3 а/м в Московскую область.
При организации перевозки проектных грузов основная сложность на первом этапе – установить нужное количество требуемых транспортных средств: какую часть оборудования можно перевезти в стандартных фурах, сколько нужно спецсредств для тяжеловесных и крупногабаритных объектов. Бывает, что первичная оценка необходимого для доставки перечня транспортных средств может впоследствии скорректироваться в полтора-два раза.
Для российского клиента доставлялся проектный груз из Италии и Чехии – производственная линия для изготовления металлоконструкций. По предварительной оценке, исходя из полученных от грузоотправителя данных, прогнозировалось привлечение 10 единиц автотехники. В итоге для доставки этого груза было использовано 24 стандартных тент-полуприцепа и 4 платформы для перевозки негабаритных объектов. По условиям доставки все автомобили должны были прибыть для оформления в таможню назначения одновременно.
Предварительные работы (консолидация груза, согласование условий со всеми участниками, получение всех необходимых разрешений в странах следования) были проведены в течение двух месяцев, непосредственно процесс доставки длился почти месяц. Таможенное оформление было осуществлено в течение суток.
Для специалиста по организации перевозки сложность здесь заключается в том, что в большинстве случаев у него нет возможности на начальном этапе лично проконтролировать точность указания всех фактических параметров груза. И каждый решает эту проблему в соответствии со своим опытом и наработанной практикой.
Задача 2. Выработать оптимальную схему доставки
В отличие от контейнерных перевозок, где стандартный контейнер следует по стандартной схеме и без сложностей перегружается с одного транспортного средства на другое, в перевозке проектных и негабаритных грузов практически не бывает стандартных решений: каждый груз – особый, требующий детальной предварительной проработки схемы доставки с учетом его индивидуальных характеристик.
В перевозке негабаритных грузов намного больше организационных составляющих, требующих четкого согласования между собой: проработка маршрута с учетом его пропускных возможностей, перегрузка груза с одного транспортного средства на другое и его крепление по индивидуально разработанной схеме, получение разрешений на транспортировку груза по выбранному маршруту, оптимизация стоимости доставки и мн. другое.
Мультимодальная перевозка ротора генератора для ГРЭС весом 60 тонн – один из показательных примеров транспортировки сложного тяжеловесного крупногабаритного груза, требующего осторожного обращения.
Доставка осуществлялась в режиме временного вывоза (переработка) из РФ в Польшу с дальнейшим возвратом: из Свердловской области в порт Санкт-Петербург с перевалкой на морское судно до порта Гдыня (Польша), с довозом до завода. Спустя месяц доставка осуществлена в обратном порядке.
Чем нестандартнее, «негабаритнее» груз, тем меньше: портов, которые его могут принять и перегрузить; транспортных средств, которые его могут перевезти; дорог, по которым он может проехать; мостов, эстакад и прочих дорожных конструкций, которые его могут пропустить; тем сложнее: согласование маршрута с дорожными автоинспекциями стран следования; организация работ по перегрузке груза с одного транспортного средства на другое, разработка схем крепления…
Перевозка сварочной линии из Нидерландов в РФ – особый пример сложной работы как для специалистов по разработке креплений, так и для водителя автотранспорта.
Груз состоял из основного блока (рамы) и навесного оборудования. Все транспортировалось одновременно на трех автомашинах.
Высокий центр тяжести погруженного негабаритного объекта требовал повышенной осторожности при перевозки.
Задача 3. Грамотное документальное сопровождение
При формировании пакета документов, который необходим для успешного прохождения всех этапов доставки проектных и негабаритных грузов, нужно быть предельно предусмотрительным. В дополнении к опыту здесь очень полезно иметь еще и хорошую интуицию.
Например, при транспортировке б/у техники, двигателей и тому подобных агрегатов крупногабаритный и/или тяжеловесный груз может быть еще квалифицирован и как «опасный», так как при его эксплуатации использовалось горючее или какие-либо технологические жидкости, которые могли в нем частично остаться. Не имея опыта перевозки подобных грузов очень легко упустить такие серьезные моменты.
Также необходимо предусмотреть ситуацию, когда груз может быть квалифицирован как товар «двойного назначения», что вызывает дополнительные сложности при прохождении границы и таможенном оформлении
Доставка из Украины в Гвинею буровой установки – автомобиль КАМАЗ с навесным оборудованием для бурения скважин. Груз доставлялся «самоходом» из Киева в порт Таллинна, оттуда он отбыл в порт Ханко (Финляндия), затем проследовал в Англию, где был перегружен и отправлен в порт Конакри (Гвинея). Специально по требованию украинской таможни пришлось предоставить подтверждающие документы, что машина не предназначена для использования в военных целях, а только для проведения геологических работ.
Перевозки проектных грузов невозможно «стандартизировать». Даже если приходится неоднократно перевозить однотипный груз, всегда может возникнуть какая-нибудь особенность в условиях перевозки или дополнительные требования заказчика.
Перевозки аэродромной техники весом от 7 до 55 тонн из Германии в аэропорты России (Москвы, Сочи, Уфы, Нижнего Новгорода). Несмотря на то, что такие заказы стали регулярным, все равно требуют каждый раз индивидуального подхода, поскольку маршруты и условия транспортировки редко бывают одинаковыми.
Задача 4. Обеспечить сохранность
В процессе межконтинентальной мультимодальной перевозки негабаритный груз обычно несколько раз перегружается на разные транспортные средства. Понятно, что вопросы его погрузки/разгрузки и крепления, упаковки на каждом транспорте должны быть проработаны заранее. Это важно не только с точки зрения сохранности груза, но и для оценки технической возможности портовых или железнодорожных терминалов осуществить такие работы. Разработкой схем размещения и крепления занимаются соответствующие сертифицированные специалисты.
Плавильные печи и литейный комплекс из Италии в РФ с перевалкой в портах Киль (Германия) и Санкт-Петербург (РФ). Несмотря на внешнюю массивность и прочность, оборудование требует осторожной транспортировки с индивидуальной разработкой схем крепления.
Но даже при тщательной проработке маршрута со всеми нюансами всегда остается вероятность порчи или потери груза по непредвиденным обстоятельствам. И здесь крайне важно, чтобы заказчик понимал, что полис страхования ответственности перевозчика перед клиентами не гарантирует компенсации во всех случаях потери или порчи груза. Если, например, груз утонул в результате шторма, или пропал в результате кражи, т.е. вина перевозчика отсутствует – все убытки ложатся на грузовладельца. Полностью защищает заказчика от материальных потерь только страхования груза (причем, в хорошей страховой компании с высоким рейтингом надежности).
Задача 5. Создание проектной группы и эффективная координация проекта
Проектная перевозка подразумевает участие большого количества специалистов, особенно, если доставка осуществляется из нескольких стран и/или несколькими видами транспорта. Чем больше проект, тем большее количество подрядчиков привлекается для его реализации. Обычное требование при перевозке проектных грузов – прибытие всего комплекта на таможню назначения одновременно: это связано с тем, что груз (например, производственная линия) в таможенном оформлении идет как единый объект по одному коду ТН ВЭД.
На координатора проекта ложится огромная ответственность и нагрузка по разработке и реализации плана проектной перевозки. Он должен обладать высокими профессиональными и коммуникативными качествами, стрессоустойчивостью и, конечно же, у него должен быть соответствующий опыт.
Особенность организации проектных перевозок в компании TELS – доставка проектных грузов осуществляется собственными подразделениями компании, специализирующимися на нужных направлениях перевозок. Это значительно упрощает координацию проекта: общие бизнес-процессы, единые стандарты качества, отличное взаимопонимание между участниками проекта, нацеленность всех на конечный результат создают прекрасные условия для обеспечения надежного, прогнозируемого завершения проекта при высоком качестве сервиса.
***
В 2014 году в компании TELS отмечается стремительный рост заявок на перевозки проектных и негабаритных грузов: в I полугодии 2014 года динамика роста перевозок этих видов грузов составила 60% по сравнению со II полугодием 2013 года. Увеличивается количество заявок на перевозки производственных линий и промышленного оборудования из Европы, США, Азии (по большей части из Китая, но не только), а также на внутрироссийских направлениях. Среди клиентов TELS предприятия из разных отраслей: энергетика, нефтегазовая отрасль, пищевая промышленность, строительство, добыча… Востребованность в данной услуге достигла такого уровня, что стало очевидной необходимость создания в TELS отдельного специализированного подразделения по организации проектных перевозок, что и было сделано в октябре 2014 года.