Уважаемые коллеги.
Позвольте проинформировать вас о развитии ситуации вокруг функционирования системы МДП на территории Российской Федерации, о возможных последствиях для грузовладельцев и для рынка международных автомобильных перевозок в целом, а также о возможных путях решения возникших вопросов.
Как мы уже информировали вас ранее, 5 июля 2013 года на официальном сайте ФТС Российской Федерации была размещена информация об изменении с 14 августа 2013 года на территории Российской Федерации условий применения процедуры МДП.
ФТС России информировала о том, что: « …с 14 августа 2013 года помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с использованием книжек МДП будет осуществляться при условии обеспечения соблюдения таможенного транзита с применением общих мер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, предусмотренных пунктом 1 статьи 217 Таможенного кодекса Таможенного союза». После опубликования данной информации был проведен ряд встреч с представителями ФТС, Международного Союза автомобильного транспорта и АСМАП, по итогу которых срок введения дополнительного обеспечения уплаты таможенных пошлин был перенесен на 14 сентября 2013 года.
Прежде, чем приступить к описанию возможных последствий для участников транспортного процесса, мы позволим себе напомнить, что такое «процедура МДП» и в чем ее реальное преимущество в организации доставки грузов автомобильных транспортом в международном сообщении.
При осуществлении перевозок грузов автомобильным транспортом по территориям РАЗЛИЧНЫХ государств, у которых было РАЗЛИЧНОЕ таможенное законодательство, регламентирующее порядок и размеры предоставления гарантий по уплате таможенных пошлин при перемещении границы, возникало множество проблем и неудобств для владельцев грузов, что отражалось на эффективности доставки.
Практически весь комплекс проблем был решен с введением на международном уровне самой действенной и универсальной транзитной системы - Конвенции МДП (Таможенной Конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, 1975 г).
Основная идея данной процедуры заключается в том, что на грузы, перевозимые по процедуре МДП, не требуется ни уплаты ввозных или вывозных пошлин и сборов, ни обеспечения их в какой-либо иной форме до прибытия в таможенный орган назначения. В любой момент времени в течение перевозки по процедуре МДП грузы покрыты международной гарантией. Официальный представитель МДП в РФ - организация АСМАП, которая является гарантом по всем перевозкам, выполняемым с применением книжек МДП по территории Российской Федерации, как перевозчиками-резидентами РФ, так и нерезидентами.
Статья 79 ТК Таможенного Союза устанавливает, что плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств-членов таможенного союза и (или) законодательством государств-членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
В соответствии со ст. 79, 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344, 360 ТК, лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант.
Статья 186 ТК ТС определяет две категории лиц, которые могут выступать декларантами:
- лицо государства - члена таможенного союза, заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;
- иностранные лица - физическое лица и организации, перемещающее товары для собственных нужд.
Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что применительно к международным перевозкам, ответственным лицом является именно участник внешнеэкономической сделки.
В связи с возможным наступлением необходимости предоставления дополнительных гарантий по уплате таможенных пошлин, возникает ряд последствий, которые отразятся на экономической составляющей перевозки. По нашему мнению неготовность инфраструктуры эффективно «переварить» тот объем международных перевозок, который проходит через территорию Российской Федерации, поспособствует спекуляциям как по суммам за предоставление дополнительного обеспечения, так и увеличению сроков доставки. И эти моменты, естественно, негативным образом отразятся на ставках фрахта и на удлинении сроков доставки товаров.Если говорить о «Мерах обеспечения соблюдения таможенного транзита», то к ним относятся:
- обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров в соответствии с главой 12 ТК Таможенного Союза;
- таможенное сопровождение;
- установление маршрута перевозки товаров.
Глава 12 ТК ТС "Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов" и, в частности Статья 86 определяет способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
В их числе:
- денежные средства;
- банковская гарантия;
- поручительство;
- залог имущества.
Этой же статьей определено, что плательщик вправе выбрать любой из вышеуказанных способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
При выборе в качестве способа обеспечения денежных средств необходимо учитывать, что денежные средства вносятся в безналичном порядке на счет Федерального казначейства. Реквизиты счета Федерального казначейства можно получить на таможенном посту, в котором будет оформляться обеспечение, либо отделе таможенных платежей региональной таможни.
Документальное оформление факта принятия денежного залога осуществляют таможенные посты и отделы таможенных платежей таможен отправления и таможен назначения. На основании платежного документа о внесении денежного залога таможенный орган выдает таможенную расписку, на основании которой уже оформляется гарантийный сертификат, который впоследствии предоставляется в таможенный орган отправления. Таможенная расписка выдается при условии поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. Денежные средства на счет Федерального казначейства зачисляются, как правило, в течение рабочего дня с момента перечисления кредитными учреждениями указанных денежных средств.
После доставки товаров денежный залог может быть использован для уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении того же товара.
В соответствии с банковской гарантией гарант гарантирует таможенным органам назначения (бенефициару) надлежащее исполнение участником внешнеэкономической сделки (принципалом) обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов, возникших в соответствии с Таможенным кодексом ТС. Гарант обязуется выплатить Бенефициару любую сумму, не позднее определенного срока после получения письменного требования Бенефициара, содержащего заявление Бенефициара о том, что Принципал не выполнил (частично не выполнил) свои обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Обязательство Гаранта перед Бенефициаром, предусмотренное банковской гарантией, ограничивается суммой, на которую выдана гарантия. С каждым платежом, осуществленным Гарантом по банковской гарантии обязательства Гаранта перед Бенефициаром будут уменьшаться на сумму осуществленного платежа по ней.
С реестром гарантов перед таможенными органами можно ознакомиться на официальном сайте ФТС России в сети Интернет www.customs.ru в разделе «Информация для участников ВЭД», «Базы данных». В целях оперативного принятия банковских гарантий разработаны их типовые формы, которые приведены в приложении к письму ФТС России от 12 января 2011 г. № 01-11/109.
По договору Поручительства поручитель берет на себя обязательство (на необходимую сумму) отвечать перед Кредитором за надлежащее исполнение обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов, а также пеней за просрочку в их уплате.
Необходимо учитывать, что оформить поручительство при таможенном транзите можно несколькими способами:
1. Поручительство можно получить у организации, с которой ФТС России заключен договор поручительства по обязательствам нескольких лиц. В настоящее время таких договоров заключено несколько, в том числе договоры поручительства с ООО «Страховая компания «Арсеналъ» и ООО «Адал». При этом такие организации обеспечили свои обязательства по договору поручительства посредством представления в ФТС России банковских гарантий, вследствие чего могут выдавать поручительства в пределах сумм предоставленных банковских гарантий. Оформление поручительства со стороны таможенных органов осуществляется непосредственно при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, при этом поручительство может оформляться в виде бумажного документа или в виде электронного документа, оформляемого с применением электронных подписей:
- при оформлении поручительства в виде бумажного документа перевозчик вместе с транзитной декларацией представляет в таможенный орган дополнение к договору поручительства.
- при оформлении поручительства с применением информационных технологий достаточно указать в электронной копии транзитной декларации сведения о регистрационном номере дополнения к договору поручительства. Этот регистрационный номер сообщается перевозчику поручителем
Оформление гарантийных сертификатов в пунктах пропуска в указанных случаях не требуется. Технология оформления поручительства определена приказами ФТС России от 25 июля 2008 г. № 917 и от 10 февраля 2012 г. № 245.
2. Поручительство также можно оформить непосредственно в таможне, заключив с ней договор поручительства. Для этого лицо, которое имеет намерение стать поручителем, направляет в таможню отравления или таможню назначения с сопроводительным письмом проект такого договора. Договор поручительства может быть заключен, если поручитель обеспечит принимаемые на себя по договору поручительства обязательства посредством предоставления в таможенный орган банковских гарантий. Заключение договора поручительства таможней осуществляется по обеспечению обязательств одного лица (перевозчика). В случае заключения договора поручительства выдается таможенный приходный ордер, на основании которого оформляется гарантийный сертификат, который впоследствии предоставляется в таможенный орган отправления.
Заключая с таможенными органами договор залога имущества, следует иметь в виду, что он не является предметом регулирования административного права, поскольку правоотношения строятся на основе норм гражданского законодательства, а не на отношениях власти и подчинения контрагентов. Поэтому таможни самостоятельно определяют приемлемость (ликвидность) имущества, составляющего предмет залога, для обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Наиболее распространены:
- залог недвижимости
- залог товаров в обороте
- залог прав и ценных бумаг
Как правило, таможенные органы просят дополнительно застраховать за свой счет, переданный в залог предмет залога на его полную стоимость на случаи утраты, недостачи или повреждения, а также ликвидации или признания несостоятельной самой организации, заключающей договор залога.
Дополнительно ФТС России предлагает использовать в качестве способа обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов - предварительное декларирование.
В данном случае обеспечением служат таможенные пошлины, налоги, уплаченные при предварительном таможенном декларировании товаров, при условии, что будет осуществляться транзит именно этих задекларированных товаров.
Для того, чтобы суммы зачитывались необходимо оформить соответствующее письменное заявление на таможне назначения. Использование сумм таможенных пошлин, налогов в качестве сумм обеспечения осуществляется с применением гарантийного сертификата, который впоследствии предоставляется в таможенный орган отправления.
Необходимо учитывать, что сумм таможенных платежей, уплаченных по предварительной декларации, может быть недостаточно для обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при таможенном транзите товаров. Это связано с тем, что при таможенном транзите размер обеспечения определяется без учета льгот и преференций, которые могут быть заявлены при предварительном декларировании. В указанной ситуации рекомендуется внести недостающую сумму обеспечения и оформить на нее еще один гарантийный сертификат. Соответствующий порядок действий подробно изложен в приказе ФТС России от 15 июня 2012 г. № 1179.
Хотелось бы отметить, что в рамках распоряжения ФТС России № 262-р от 09.08.2013г. гарантийный сертификат должен передаваться из таможни назначения в таможню отправления (пункт пропуска на границе РФ) средствами электронной связи, и предоставление оригинала не требуется. Однако на практике только с 12.08.2013г. началось тестирование данной технологии, что не гарантирует ее работоспособность на всех внешних ПТО РФ с 14.09.2013г. Кроме этого пока остается открытым вопрос взаимодействия в плане электронной передачи информации между ФТС РФ и ГТК РБ. В связи с этим полагаться на своевременную передачу информации в электронном виде пока не следует.
С учетом того, что на сегодняшний день у ФТС России на практике отсутствуют необходимые возможности организации таможенного сопровождения (ввиду отсутствия необходимой численности персонала приграничных ВПТО), в качестве альтернативы транспортным компаниям будет «навязываться» поручительство гаранта, включенного в реестр ФТС. Диапазон тарифов на такие услуги достаточно большой (2 000 – 30 000 руб. в зависимости от суммы обеспечения и расстояния транзита).
Банковская гарантия достаточно сложна в получении, но не требует «заморозки» оборотных денежных средств организации.
Денежный залог на счете Федерального казначейства наоборот выводит денежные средства из оборота на неопределенный срок, но в отличие от предварительного декларирования не требует оформления гарантийного сертификата на конкретную поставку товара.
И в том и другом случае скорость доставки товара будет зависеть от возможности своевременно передавать гарантийный сертификат на внешний ПТО в электронном виде, без оригинала. Однако не совсем понятная ситуация с взаимодействием ФТС РФ и ГТК РБ по данному вопросу может существенно ограничить возможность своевременного электронного обмена информацией.
Также всем участникам внешнеэкономической деятельности рекомендуется запросить своих брокеров (таможенных представителей), смогут ли последние взять оформление гарантийного сертификата на себя.
Многие таможенные представители имеют возможность стать гарантом перед таможней назначения и немного упростить доставку товара, оформляя гарантийный сертификат от своего имени на основании процедуры предварительного декларирования.
Компания TELS детально проанализировала и описала Вам все возможные способы предоставления дополнительного обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов с 14.09.2013г. после приостановки действия процедуры МДП на территории РФ. Однако «универсальной таблетки» в данной ситуации, к сожалению не существует. Каждый участник внешнеэкономической деятельности должен найти свой - наиболее целесообразный, экономически просчитанный вариант.
В случае изменения ситуации, мы будем незамедлительно информировать вас.
С уважением.
ГК «TELS»