14 августа: что ждет рынок международных автомобильных перевозок в связи с инициативами ФТС РФ по изменению условий применения процедуры МДП?

Разъяснения экспертов ГК TELS*

Андрей Григорьевич Павлюченко   Ольга Леонидовна Новик

Андрей Григорьевич Павлюченко, руководитель Центра корпоративного обучения ГК TELS
Ольга Леонидовна Новик, руководитель Минского офиса ГК TELS

Уважаемые коллеги!

5 июля 2013 года на официальном сайте ФТС Российской Федерации была размещена информация об изменении с 14 августа 2013 года на территории РФ условий применения процедуры МДП.

ФТС России информирует о том, что: « …с 14 августа 2013 года помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с использованием книжек МДП будет осуществляться при условии обеспечения соблюдения таможенного транзита с применением общих мер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, предусмотренных пунктом 1 статьи 217 Таможенного кодекса Таможенного союза».

Аналогичная информация была отражена в письме ФТС в адрес АСМАП России и в письме руководителя ФТС в адрес начальников региональных таможенных управлений и таможен.

Позиция ФТС по вопросу дальнейшего функционирования на территории Российской Федерации системы МДП породила море вопросов. Какое будет окончательное решение и как продолжать работать с 14 августа, если позиция ФТС не изменится?

***

Статья 216 ТК ТС устанавливает условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

В их числе: «…5) в отношении товаров приняты меры обеспечения соблюдения таможенного транзита в соответствии со статьей 217 настоящего Кодекса;

Пункт 1 статьи 217 ТК ТС, на который дается ссылка в распоряжениях ФТС РФ, определяет «Меры обеспечения соблюдения таможенного транзита».

К ним относятся:

1) обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров в соответствии с главой 12 настоящего Кодекса;
2) таможенное сопровождение;
3) установление маршрута перевозки товаров.

Глава 12 ТК ТС "Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов" и, в частности, Статья 86 определяет способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

В их числе:

  • денежными средствами (деньгами);
  • банковской гарантией;
  • поручительством;
  • залогом имущества.

Этой же статьей определено, что плательщик вправе выбрать любой из вышеуказанных способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Плательщиком таможенных пошлин и налогов в соответствии со Статьей 79 ТК ТС являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Кодексом, международными договорами государств-членов Таможенного союза и (или) законодательством государств-членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Декларантом по процедуре таможенного транзита при пересечении границы Таможенного Союза в большинстве случаев выступает перевозчик.

Если до 14 августа 2013 года таможенные органы Республики Беларусь и Казахстана не изменят своей нынешней позиции и, после наступления этой даты, будут принимать Книжки МДП в качестве гарантии доставки товара по процедуре таможенного транзита, то для большинства транспортных компаний, а также грузоотправителей и грузополучателей работающих через белорусский и казахстанский участки таможенной границы, ситуация практически не изменится.

Принятое, к примеру, при въезде на территорию Таможенного Союза белорусскими таможенными органами обеспечение по процедуре таможенного транзита в виде гарантии международной цепи с использованием книжки МДП будет действовать на всем протяжении от таможни отправления на границе до таможни назначения на территории Российской Федерации.

Больше проблем возникнет в том случае, если машина будет въезжать на территорию Таможенного Союза через границу Российской Федерации.

Российские таможенники, выполняя указание ФТС, будут вынуждены требовать от декларанта (а им в данном случае, кроме перевозчика, может выступать также и получатель) процедуры таможенного транзита, иных мер гарантии, о которых мы упоминали выше.

С учетом того, что на сегодняшний день у ФТС России на практике отсутствуют возможности организации таможенного сопровождения (ввиду отсутствия необходимой численности персонала приграничных таможен), как альтернатива, транспортной компании будет предлагаться оформить поручительство гаранта, включенного в реестр ФТС. Гарант – юридические лицо Российской Федерации (как правило, коммерческая структура).

Таким образом, будут применяться уже не государственные тарифы за таможенное сопровождение, а коммерческие тарифы предприятий-гарантов. На чьи плечи ляжет покрытие расходов по этим тарифам? Это уже вопрос взаимоотношения транспортной компании и заказчика транспорта.

Одним из вариантов предоставления обеспечения российской таможне при осуществлении процедуры таможенного транзита, в соответствии с упоминавшейся выше статьей 86 ТК ТС, являются денежные средства, банковская гарантия и залог имущества. Скорее всего, это уже будет проблема грузополучателя, так как оформление этих видов гарантии требует времени, и при пересечении границы перевозчик их оформить реально не сможет.

Ну и, наконец, в этой ситуации в выигрыше окажутся транспортные компании, включенные в реестр таможенных перевозчиков, а также уполномоченные экономические операторы, в рамках предоставленных им ТК ТС специальных упрощений. Но, к сожалению, субъектов хозяйствования, носящих статус таможенного перевозчика и уполномоченного экономического оператора на просторах Таможенного союза не так уж и много, да и их провозные возможности не безграничны…

Таким образом, нам видится, что основными проблемами, которые возникнут с 14 августа 2013 года в случае сохранения позиции ФТС неизменной, будут:

1. Нарушение сроков доставки товаров ввиду неготовности большей части транспортных компаний и грузополучателей работать в новых условиях.

2. Потери времени и очереди на границе Российской Федерации в случае оформления поручительства предприятий гарантов. В настоящее время практики подобного оформления кроме ФГУП «Ростэк» и появившегося в последнее время ООО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "АРСЕНАЛЪ" нет ни у кого. Финансовые потери на основе коммерческих тарифов этих субъектов хозяйствования.

3. Потери времени, а также финансовые потери, которые возникнут у получателей в случае оформления ими депозита, банковской гарантии или залога имущества. Данные действия необходимо оформлять каждый раз до начала въезда транспортного средства с грузом через российский участок таможенной границы.

Ситуация, с точки зрения очередей на границе, может несколько улучшиться, если ФТС все-таки попытается наладить практику организации таможенного сопровождения.

Придумывать, как это сделать при дефиците работников таможни, не надо. Статья 234 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 19.11.2010) определяет, что таможенное сопровождение транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, может осуществляться организациями, уполномоченными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации определяет условия, при соблюдении которых организации могут осуществлять таможенное сопровождение, и предельные уровни тарифов на осуществление таможенного сопровождения этими организациями.

Готова ли ФТС РФ к принятию такого решения и организации таможенного сопровождения подобным образом при условии того, что до 14 августа осталось меньше месяца – вопрос без ответа.

Однако и в этом случае затраты транспортных компаний (за исключением таможенных перевозчиков и уполномоченных экономических операторов), увеличатся ввиду необходимости оплаты за сопровождение. Думается, что также вырастут и простои в ожидании организации подобного сопровождения. Россия велика – направлений много.

Решение вопросов ускорения пересечения границы, избежание таможенного сопровождения возможно при организации таможенного оформления и изменении процедуры таможенного транзита на любую иную (в том числе и на процедуру выпуска для внутреннего потребления) непосредственно на СВХ, расположенных вблизи границы. Данный подход хорошо укладывается в реализуемую ФТС политику переноса таможенного оформления на внешнюю границу.

Готовы ли к этому получатели товара, владельцы СВХ, таможенные представители, да и сама ФТС - также пока вопрос без ответа.

В настоящее время различными органами ведется достаточно активная работа по поиску решений в сложившейся ситуации. Мы со своей стороны, в случае принятия конкретных решений соответствующими органами, будем вас дополнительно информировать.

* Данное разъяснение является исключительно нашим экспертным мнением.