14.09.2010
Услуга по перевозке сборных грузов позволяет компаниям-заказчикам отправлять или получать груз небольшими партиями, сохраняя при этом затраты на доставку товара на уровне крупных партий. В этом случае компания-экспедитор обеспечивает загрузку транспортного средства грузами от нескольких заказчиков, доставку грузов к разным получателям, хранение на складах, переупаковку, перегрузку, маркировку и перетарку по пути следования.
Для некоторых видов товаров доставка в составе сборных грузов чуть ли не единственная возможность для предприятия обеспечивать выгоду от их реализации. Например, модная брэндовая одежда, автозапчасти и автохимия, пищевые добавки… Заказчику обычно не нужен объем товара от одного поставщика на полную загрузку фуры.
Развитие услуг по доставке сборных грузов сильно «простимулировал» мировой экономический кризис. В период кризиса многие предприятия-импортеры сократили объемы реализации, перешли на стратегию ускорения оборачиваемости капитала, отказались от складских запасов. В том числе, и поэтому на фоне общего падения рынка грузоперевозок в 2009 году (примерно, на 40%), объем товаров, идущих из Европы в Россию в составе сборных грузов, увеличился в 2-2,5 раза*.
Спрос рождает предложение. Многие транспортно-экспедиционные компании стали предлагать услуги по доставке сборных грузов. И очень быстро сами и их заказчики столкнулись с тем, что здесь, как говориться, «не все так просто». Доставка сборных грузов – это принципиально более сложный процесс, чем доставка комплектных грузов (один груз на автомобиль).
«Процесс доставки сборных грузов состоит из нескольких составляющих:«своз» грузов от разных грузоотправителей на консолидационный склад, комплектование сборного груза для отправки в регион назначения, оформление товаро-сопроводительной документации на каждый груз, доставка до таможни назначения, доставка каждого груза до склада грузополучателя.
Таким образом, заказчику, подбирающему подрядчика для доставки небольшой партии груза, в первую очередь, надо поинтересоваться следующими вопросами:
1) есть ли у перевозчика консолидационный склад на регионе грузоотправителя;
2) кто организует доставку груза на консолидационный склад; если перевозчик, то каков максимальный срок доставки груза на консолидационный склад с момента получения заявки;
3) оплачивается ли хранение груза на консолидационном складе;
4) регулярность отправки грузов с консолидационного склада в регион грузополучателя;
5) обеспечиваются ли таможенные услуги по пути следования груза;
6) организуется ли доставка груза до склада грузополучателя;
7) опыт специалистов, обеспечивающих доставку сборных грузов.
Каждый из пунктов этого списка важен для оценки потенциала транспортной компании. Для более точной оценки перспективы нужно еще уточнить: гарантируется ли объявленная регулярность рейсов с консолидационного склада, если количество грузов будет недостаточным для комплектования полной фуры? Например, мы идем на риски возможного сокращения прибыли, гарантируя еженедельную отправку автомобилей с большинства наших консолидационных складов в Европе. (Из Германии даже два раза в неделю). В другой компании могут быть другие приоритеты и другое содержание понятия «регулярность».
В одном автомобиле может доставляться до 10 разных грузов из разных стран отправления в разные таможни назначения. Представляете, какой комплект товаросопроводительной документации будет сопровождать этот автомобиль – до 100 инвойсов, распечатанных в 4-5 экземплярах! Ошибка в одном документе – и все грузы застревают на пограничном переходе. Это к вопросу о важности квалификации и опыта специалистов, обслуживающих доставку».
Определенно, наибольшими возможностями по организации доставки сборных грузов обладают крупные транспортно-экспедиционные компании, которые могут обеспечить широкую сеть консолидационных складов в Европе и регулярность рейсов с этих складов. Пожалуй, это главные критерии для оценки возможностей компании по доставке сборных грузов. Но такие, «мелочи», как доставка грузов «от двери до двери», обеспечение таможенных услуг, льготное хранение на складах, услуги по переупаковке, перетарке, маркировке и пр., также имеют немалое значение, определяя в конечном итоге, сколько времени, сил и средств потратит сам заказчик в процессе организации поставки.
В 2010-м рынок выходит из кризиса, растут объемы грузоперевозок. Но перейдя в 2009-м на доставку товаров сборными грузами, получив такой профессиональный опыт, многие предприятия-импортеры уже не торопятся возвращаться к старой практике крупных поставок, продолжая использовать преимущества услуги по доставке грузов небольшими партиями.
Материал подготовлен Аналитическим отделом ГК TELS
________________________________________
* Статистика роста в 2009 году доставки грузов небольшими партиями (до 5 тонн) из Евросоюза в Россию (январь-август 2008/2009):
из Германии |
в 1,94 раза |
(2807106 / 5457195, кг) |
из Польши |
в 2,03 раза |
(2148111 / 4370527, кг) |
из Литвы |
в 1,7 раза |
(2171748 / 3701154, кг) |
из Латвии |
в 1,98 раз |
(866038 / 1716178, кг) |
из Испании |
в 2,82 раза |
(91699 / 259003, кг) |
из Италии |
в 3,37 раза |
(534470 / 1700720, кг) |
из Бельгии |
в 2,31 раза |
(282834 / 65320, кг) |
из Чехии |
в 1,94 раза |
(315460 / 610697, кг) |
из Франции |
в 1,95 раза |
(500490 / 976212, кг) |
из Швеции |
в 1,43 раза |
(280788 / 402403, кг) |
из Нидерландов |
в 1,5 раза |
(23286 / 786324, кг) |
из Украины |
в 1,99 раз |
(945745 / 1883256, кг) |