Страсти по транзиту: «нормальные герои всегда идут в обход»?

К концу года ожидается ухудшение ситуации с проездом автотранспорта на границе РФ со странами Балтии. Уже в августе по информации АСМАП на границе с Латвией водителям грузовиков приходилось ждать до 3-4 суток. По данным налогового и таможенного департамента Эстонии на КПП Нарва-Ивангород проезда в Россию ожидает очередь более чем из 200 фур. Очереди наблюдаются и на двух других переходах Лухамаа-Шумилкино и Койдула-Куничина Гора. Поскольку прогнозируется дальнейшая активизация внешнеэкономической деятельности, ожидается еще большее ухудшение ситуации на этом участке границы. 


Как обычно, заметную часть этой очереди составляют перевозчики с грузами из Польши и Литвы. Т.е., те, кому, казалось бы, сам Бог велел ехать транзитом через Беларусь. Но наработанный в начале 2000-х годов имидж Беларуси как «черной дыры» для транзитных грузов до сих пор пугает перевозчиков, хотя ситуация сегодня значительно отличается от той, что была 3-4 года назад.

Напомним историю вопроса. В начале 2000-х белорусское таможенное законодательство ужесточается в отношении контроля перемещаемых через границу товаров и упрощается в отношении процедуры конфискации груза за нарушения. Причем, по сложившемуся общественному мнению и многочисленным публикациям в прессе, конфискация груза вместе с автомобилем, как средством совершения правонарушения, могла произойти даже по незначительному поводу – технической ошибке в документе. Факты конфискаций стали достаточно многочисленными для того, чтобы побудить транзитный поток переориентироваться на страны Прибалтики.

В середине 2000-х белорусские власти начинают предпринимать активные действия по возвращению Беларуси имиджа привлекательной транзитной страны. Глава ГТК делает заявления о принятии ряда мер по упрощению транзита грузов: "Российские грузы мы сейчас практически не трогаем. Все меры по ужесточению контроля связаны в первую очередь с товаром, предназначенным для внутреннего рынка Беларуси". Указ Президента Беларуси №320 «О реализации принципа свободного транзита» в 2007 году разрешает движение груза по территории страны (в сопровождении департамента охраны МВД либо представителей ГТК) даже если не предоставлены все требуемые документы. Но повторяющиеся, пусть даже и значительно сократившиеся, факты конфискации грузов продолжали подпитывать негативный транзитный имидж страны.

В конце 2000-х власти Беларуси разрабатывают программу по превращению республики в «логистическую мекку». Постановлением Совета Министров №1181 утверждена стратегия развития транзитного потенциала Беларуси на 2011-2015 год, согласно которой планируется строительство и реконструкция республиканских автомобильных дорог, работа по повышению качества сервисных услуг, предоставляемых на объектах, расположенных вдоль основных автомагистралей, и в автодорожных пунктах пропуска через госграницу. Ожидается, что в Беларуси будет создано 18 транспортно-логистических центров и 10 логистических центров РУП "Белтаможсервис", из них 22 - на II и IX панъевропейских транспортных коридорах. Правда, реализация такой грандиозной программы предполагает привлечение серьезных иностранных инвесторов, осторожность которых при рассмотрении вопросов инвестиций в Беларусь заставляет относиться к перспективам реализации данной программы пока с достаточно сдержанным оптимизмом. Да и «конфискационный принцип» наказания нарушителей еще не отменен.

Тем не менее, транзит через Беларусь сегодня определенно растет. Как заявил заместитель председателя ГТК Леонид Досов, транзит через территорию Беларуси в июле 2010 года превысил уровень "пикового" июля 2008 года.
 
Иван Самусев, руководитель департамента экспедирования TELS: 
«Сегодня можно говорить о том, что серьезной проблемы высоких рисков задержки и конфискации товара на границе с Беларусью нет. Контрабандисты и «серые» импортеры через Беларусь сейчас не возят. Те, кто работает на рынке Беларуси давно и «по-белому», достаточно хорошо изучили все нюансы и риски, чтобы не опасаться ездить через Беларусь. Риски добросовестных перевозчиков сейчас остались, в основном, в области нестыковки законодательства разных стран.

Таможенные процедуры в отношении оформления перемещаемых через границу товаров в Беларуси жестче, чем во многих странах. Поэтому иногда возникают ситуации, когда мы видим, что предоставленный от грузоотправителя пакет документов (совершенно легитимный на его территории) явно недостаточен для беспроблемного пересечения белоруской границы. И если этот Заказчик по каким-то причинам не может или не желает соответствовать требованиям белорусской таможни, нам приходится это учитывать при выборе маршрута доставки груза. В остальных случаях мы спокойно используем транзитные возможности Беларуси при доставке товаров на территорию Российской Федерации, избегая задержек на российско-прибалтийской границе».

Восстановить потерянный привлекательный имидж всегда намного труднее, чем создать его первоначально. Географической расположение Республики Беларусь дает ей огромный ресурс для пополнения бюджета за счет транзитного потенциала. В стране это все понимают, дело только за грамотной реализацией добрых намерений. Что касается текущей ситуации, то грузовладельцам уже можно избавляться от негативного предубеждения против транзита через Беларусь, если груз «чистый», а доставка осуществляется добросовестными и опытными на этом рынке перевозчиками.