Грузоперевозки из Китая: привезти легче, чем растаможить


Для предприятий-импортеров товаров из Китая вопрос качественного таможенного оформления груза существенно более важен, чем собственно доставка. Доставить быстро и качественно сегодня могут многие. А вот растаможить без проблем, простоев и дополнительных затрат – намного сложнее. Именно поэтому на рынке грузоперевозок из Китая наблюдается такая тенденция: грузовладельцы в первую очередь ищут хорошего таможенного брокера, а уже потом – кто доставит груз.

Опытный таможенный брокер уже на стадии подготовки контракта с грузоотправителем поможет определить необходимый перечень документов, который будет сопровождать груз. Если на этом этапе что-то пропустить, получить нужный документ после будет намного сложнее, а в некоторых случаях невозможно вообще, поскольку некоторые сертификаты могут быть выданы только до момента, пока товар не вышел за заводские ворота. К тому же надо обращать внимание на правильное написание названий документов на обоих языках и их значение для сторон. Вместо «сертификата соответствия» китайская сторона может приложить «сертификат назначения». А таможня, в итоге, потребует и то, и другое.

Второй важный вопрос – подтверждение стоимости груза. Из Китая, как правило, идут грузы по низкой заявленной стоимости. Интерес таможни – взять большую таможенную пошлину. Поэтому китайским грузам таможенные инспектора уделяют особо пристальное внимание и подвергают более тщательной проверке. Документы, подтверждающие фактическую стоимость приобретенного товара, не гарантируют того, что инспектор согласится с их стоимостью. Скорее всего, будет проведена корректировка стоимости груза в соответствии со среднерыночной для аналогичных видов товара. И тогда может случиться так, что таможенная пошлина в разы превысит ожидаемую. Опытный брокер значительно увеличивает шансы на прогнозируемый итог расчетов таможенных платежей и их сокращение в результате хорошей подготовки подтверждающих документов.
 
Владимир Шоломицкий, руководитель департамента мультимодальных перевозок TELS: 
«Признак сегодняшнего времени – это выдвижение Заказчиками условий по оказанию комплексной услуги по доставке и таможенному оформлению грузов из Китая. Только доставка многим уже становится не интересна. Видимо, на фоне совместных мероприятий России и Китая по борьбе с, так называемым, «серым импортом», «серой растаможкой» прежние каналы многих импортеров закрылись. Причем, не обязательно это были недобросовестные импортеры, просто вопросы с растаможкой решались легче».

Для таможенных брокеров наступает время проверки на профпригодность. Оказывается, провести таможенное оформление китайских грузов «по-белому» качественно и быстро могут далеко не многие.

Андрей Ивашин, сотрудник отдела продаж TELS:
«Найти надежного партнера по таможенному оформлению грузов в России – это непростая задача. Не все брокеры вообще берутся за растаможку китайских грузов. Некоторые, изначально согласившись на сотрудничество, вдруг потом отказывались. Мы активно проработали семь таможенных брокеров в России, пока нашли хороших партнеров. Это настоящие профессионалы, которые первый же груз из Китая оформили за три дня с учетом того, что по вине Заказчика (неверное выполнение инструкций по оплате и предоставлению документов) проблемы с грузом все же возникли. Но эта трехдневная задержка для Заказчика была настолько ниже среднестатистической (были ситуации, когда его груз задерживался на таможне до 2-х недель), что все затраты за простой он легко согласился компенсировать.

Интересным продолжением этой истории стала ситуация, когда этот же таможенный брокер предложил нам сразу десяток заказов на грузоперевозки. Это был яркий пример того, как российские импортеры полностью готовы довериться своему таможенному брокеру даже в плане выбора подрядчика на перевозку: качественная растаможка для них намного более принципиальна, чем условия доставки».

Основной проблемной зоной «китайской растаможки» почти все участники рынка называют неверно составленную документацию или неверные сведения о грузе. Вместо заявленных 9 тонн в контейнере запросто может оказаться 10-11 тонн. Китайцам не свойственны четкость в процедурах и точность в расчетах. При этом они не очень понимают, как это важно для нас. Поэтому и не торопятся исправлять допущенные ошибки.

Ольга Парцевская, начальник отдела логистики ЗАО «CТТ Брокер»:
«Насчет китайской безалаберности я бы не утверждала однозначно. Китайцы работают так, как их «воспитаешь». С кем они работали до тебя, какие требования к ним предъявляли, так они начинают работать и с тобой. Поэтому с новыми китайскими партнерами особенно надо «держать ухо востро», контролировать процесс на всех этапах, чтобы избежать коррекции документов и дополнительных расходов, связанных со сроками этой коррекции. Да и с теми, с кем работаешь давно, нельзя расслабляться. Вероятность того, что они в коносаменте напишут что-нибудь не так или не сделают то, о чем их просили, всегда остается. Но при выстроенных процессах «подконтрольного» сотрудничества большинство возникающих проблем отслеживаются и исправляются еще на ранних этапах. Со временем, с постоянными грузоотправителями проблем становится все меньше. Хотя бывают и неисправимые.

Что касается определения таможенной стоимости товара и проблем задержек груза на таможне – тут тоже не все и везде одинаково. Многое зависит от характера груза. Если идет, например, камень (мрамор, гранит), он не привлекает к себе такого внимания, как одежда или мебель. Опять же, на разных терминалах разная степень жесткости проверок (в большей степени «строгость» в проверках можно отнести к Балтийской таможне)

Правильно подготовленный пакет документов, подтверждающий фактическую стоимость приобретенного в Китае товара, имеет вес, и растаможка таких грузов проходит, как правило, без дополнительных расходов.

Задержка груза на таможне зависит не только от характера груза, правильности оформления документов, но и от практики портов. При работе комиссии в порту, сроки оформления груза увеличивается только потому, что комиссия тщательно проверяет поданные декларации, и прием деклараций может быть ограничен. В связи с этим выплывают расходы по простоям. Хотя, иногда этот процесс можно ускорить, тут уж у кого какие возможности и контакты».

Несмотря на все трудности, грузоперевозки из Китая были и остаются самым емким рынком контейнерных перевозок в Россию:
- объем контейнерных перевозок морским транспортом из Китая в РФ составляет около 45% от общего объема морских контейнерных перевозок в РФ и составляет порядка 550 тыс. тонн в месяц;
- автомобильным транспортом в контейнерах из Китая в РФ перевозится порядка 25 тыс. тонн грузов в месяц (около 20% от общего объема контейнерных автомобильных перевозок в РФ);
- железнодорожным транспортом в контейнерах из Китая в РФ перевозится порядка 40 тыс. тонн грузов в месяц (около 35% от общего объема железнодорожных контейнерных перевозок в РФ).