IV квартал на рынке грузоперевозок в РФ – всегда повышенный спрос


IV квартал на рынке грузоперевозок даже в докризисные времена был периодом наибольшего роста грузопотока. В 2010 ситуация отличается тем, что на обычную тенденцию квартального увеличения накладывается еще и потскризистный рост рынка грузоперевозок. И все это на фоне сократившихся за кризис провозных возможностей. Что в этой ситуации ожидает участников рынка грузоперевозок? Для одних, перевозчиков, – это время роста доходов, для других, грузовладельцев и экспедиторов, – время особых испытаний.

В стабильные 2006-2007 годы рост объемов в 4 квартале по 10 самым грузоемким странам перевозок ЕС-РФ составлял в среднем 27,2% от годового оборота. Но некоторые страны отличались особенной динамикой. Из Германии в Россию в 4 квартале 2006-го проследовало более 30% годового импорта этого направления. В 2007-м это было 27%. Что такое эти «всего» 2% сверх четверти на таком грузоемком рынке как Германия – это почти 65 тыс. тонн груза (около 4,5 тыс. автомобилей).

27% от годового грузооборота в 4 квартале 2006-2007 гг. стабильно показывала Польша (более 30 тыс. тонн дополнительного грузопотока; примерно, 2,1 тыс. машин). Отличались ярко выраженным ростом в 4 квартале рынки грузоперевозок Италии, Франции, Бельгии, Австрии.

Пик кризиса грузоперевозок пришелся на конец 2008 года. В первые 9 месяцев этого года еще наблюдался заметный рост грузооборота, а в 4 квартале началось падение. Это был единственный год за последние несколько лет, когда 4 квартал был хуже предыдущих. Потому что уже 2009-й (все еще кризисный год) в последнем квартале показал средний рост на уровне 2007 года – 26,4%. Но объемы грузоперевозок были ниже докризисного, поэтому для заказчиков острых проблем с провозными возможностями (даже после их заметного сокращения) пока еще не возникало.

2010 год – это период стремительного роста рынка грузоперевозок. Первое полугодие показало рост импорта в РФ (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) по Германии – 24%, Польше – 16%, Финляндии - 14%, Италии – 16%. По многим менее грузоёмким странам наблюдался и более высокий рост. Грузооборот по большинству стран еще не достиг докризисного уровня (только Польша показала превышение), но дефицит провозных возможностей начал ощущаться уже, практически, с начала года. Не нужно обладать повышенными логическими способностями, чтобы спрогнозировать развитие ситуации к концу года.
 
Иван Самусев, руководитель департамента экспедирования TELS:
«Заказчики на рынке грузоперевозок будущие проблемы предчувствуют. В сложившихся обстоятельствах многие из них готовы идти на уступки подрядчикам, становятся более гибкими в согласовании условий перевозок, готовы сегодня заключать на более «жестких» для себя условиях контракты, лишь бы обеспечить себе в конце года бесперебойную подачу необходимого количества транспорта». 

  
Виктор Воробьев, Руководитель департамента по работе с транспортными компаниями: 
«Развитие ситуации выносит на особый контроль вопрос проверки благонадежности перевозчика. Понятно, что в сложившейся ситуации у многих заказчиков снижаются объемы перевозок со старыми, проверенными подрядчиками, растет количество заказов с новыми транспортными компаниями. А это – увеличение риска стать жертвой мошеннических действий и потерять груз. Только неукоснительное соблюдение годами отработанных процедур допуска транспортных компаний к работе помогает избежать потерь.

Изощренность и наглость мошенников порой поражают. Они могут выступать от имени несуществующих организаций, а могут действовать и по поддельным документам реальных организаций, имеющих многолетний опыт работы. В дело идет подделка регистрационных документов, документов на подвижной состав, на водителей…Для временной коммуникации создаются сайты в Интернете, новые телефоны (в т.ч., стационарные), которые действуют до момента получения груза, после чего связь обрывается - они становятся недоступны. Иногда только собственный опыт и чутье подсказывают, что перед тобой сомнительный подрядчик: с документами полный порядок, компании уже несколько лет, но чувствуешь – что-то в нем не то. Последний пример: транспортная компания, документы в порядке, работает на рынке якобы много лет, готова выполнить международную перевозку по нашей заявке, но в Интернете за все эти годы отсутствует даже малейшая информация о ней. Мы запретили для оперативных отделов работу с этим перевозчиком до получения информации, подтверждающей позитивный опыт его работы и соответствие нашим требованиям».

Контракты хотя бы на три месяца с надежными, стабильно работающими на рынке транспортными компаниями - сегодня к этому стремятся многие заказчики. Транспортники тоже «как бы» не против стабильной работы со старыми Заказчиками, но, в отличие от них, могут позволить себе не торопиться с взятием на себя обязательств наперед, понимая, что без работы в любом случае не останутся.

Статистика доли автомобильных грузоперевозок (импорт в РФ) в 4 квартале 2006-2009 гг.


2006

2007

2008

2009

8 мес. 2010г

Объем импорта в РФ, тонн

Доля объема в 4 квартале, %

Объем импорта в РФ, тонн

Доля объема в 4 квартале, %

Объем импорта в РФ, тонн

Доля объема в 4 квартале, %

Объем импорта в РФ, тонн

Доля объема в 4 квартале, %

Объем импорта в РФ, тонн

Австрия

274492

27,1

314395

28,0

349945

21,6

256973

29,8

199472

Бельгия

722563

27,5

777767

26,5

842964

23,6

622493

26,0

448584

Германия

2859036

30,6

3185578

26,8

3547726

22,1

2505237

26,5

1985631

Испания

312500

25,1

328177

28,0

370011

25,5

275292

25,3

208481

Финляндия

1647516

26,1

1746684

26,0

1811818

22,0

1430420

26,9

1008331

Франция

629313

29,6

720978

25,7

734454

21,9

543029

26,1

403420

Италия

871058

30,4

1013909

27,7

1031774

24,1

691163

27,9

519003

Литва

650572

29,0

801258

23,4

976914

25,4

661088

27,1

509523

Нидерланды

947170

27,8

1056746

24,7

1002796

22,7

837035

25,2

529051

Польша

1431691

26,9

1530332

26,7

1633684

22,8

1621941

23,7

1301323