IV квартал на рынке грузоперевозок даже в докризисные времена был периодом наибольшего роста грузопотока. В 2010 ситуация отличается тем, что на обычную тенденцию квартального увеличения накладывается еще и потскризистный рост рынка грузоперевозок. И все это на фоне сократившихся за кризис провозных возможностей. Что в этой ситуации ожидает участников рынка грузоперевозок? Для одних, перевозчиков, – это время роста доходов, для других, грузовладельцев и экспедиторов, – время особых испытаний.
В стабильные 2006-2007 годы рост объемов в 4 квартале по 10 самым грузоемким странам перевозок ЕС-РФ составлял в среднем 27,2% от годового оборота. Но некоторые страны отличались особенной динамикой. Из Германии в Россию в 4 квартале 2006-го проследовало более 30% годового импорта этого направления. В 2007-м это было 27%. Что такое эти «всего» 2% сверх четверти на таком грузоемком рынке как Германия – это почти 65 тыс. тонн груза (около 4,5 тыс. автомобилей).
27% от годового грузооборота в 4 квартале 2006-2007 гг. стабильно показывала Польша (более 30 тыс. тонн дополнительного грузопотока; примерно, 2,1 тыс. машин). Отличались ярко выраженным ростом в 4 квартале рынки грузоперевозок Италии, Франции, Бельгии, Австрии.
Пик кризиса грузоперевозок пришелся на конец 2008 года. В первые 9 месяцев этого года еще наблюдался заметный рост грузооборота, а в 4 квартале началось падение. Это был единственный год за последние несколько лет, когда 4 квартал был хуже предыдущих. Потому что уже 2009-й (все еще кризисный год) в последнем квартале показал средний рост на уровне 2007 года – 26,4%. Но объемы грузоперевозок были ниже докризисного, поэтому для заказчиков острых проблем с провозными возможностями (даже после их заметного сокращения) пока еще не возникало.
2010 год – это период стремительного роста рынка грузоперевозок. Первое полугодие показало рост импорта в РФ (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) по Германии – 24%, Польше – 16%, Финляндии - 14%, Италии – 16%. По многим менее грузоёмким странам наблюдался и более высокий рост. Грузооборот по большинству стран еще не достиг докризисного уровня (только Польша показала превышение), но дефицит провозных возможностей начал ощущаться уже, практически, с начала года. Не нужно обладать повышенными логическими способностями, чтобы спрогнозировать развитие ситуации к концу года.
«Заказчики на рынке грузоперевозок будущие проблемы предчувствуют. В сложившихся обстоятельствах многие из них готовы идти на уступки подрядчикам, становятся более гибкими в согласовании условий перевозок, готовы сегодня заключать на более «жестких» для себя условиях контракты, лишь бы обеспечить себе в конце года бесперебойную подачу необходимого количества транспорта».
«Развитие ситуации выносит на особый контроль вопрос проверки благонадежности перевозчика. Понятно, что в сложившейся ситуации у многих заказчиков снижаются объемы перевозок со старыми, проверенными подрядчиками, растет количество заказов с новыми транспортными компаниями. А это – увеличение риска стать жертвой мошеннических действий и потерять груз. Только неукоснительное соблюдение годами отработанных процедур допуска транспортных компаний к работе помогает избежать потерь.
Изощренность и наглость мошенников порой поражают. Они могут выступать от имени несуществующих организаций, а могут действовать и по поддельным документам реальных организаций, имеющих многолетний опыт работы. В дело идет подделка регистрационных документов, документов на подвижной состав, на водителей…Для временной коммуникации создаются сайты в Интернете, новые телефоны (в т.ч., стационарные), которые действуют до момента получения груза, после чего связь обрывается - они становятся недоступны. Иногда только собственный опыт и чутье подсказывают, что перед тобой сомнительный подрядчик: с документами полный порядок, компании уже несколько лет, но чувствуешь – что-то в нем не то. Последний пример: транспортная компания, документы в порядке, работает на рынке якобы много лет, готова выполнить международную перевозку по нашей заявке, но в Интернете за все эти годы отсутствует даже малейшая информация о ней. Мы запретили для оперативных отделов работу с этим перевозчиком до получения информации, подтверждающей позитивный опыт его работы и соответствие нашим требованиям».
Контракты хотя бы на три месяца с надежными, стабильно работающими на рынке транспортными компаниями - сегодня к этому стремятся многие заказчики. Транспортники тоже «как бы» не против стабильной работы со старыми Заказчиками, но, в отличие от них, могут позволить себе не торопиться с взятием на себя обязательств наперед, понимая, что без работы в любом случае не останутся.
Статистика доли автомобильных грузоперевозок (импорт в РФ) в 4 квартале 2006-2009 гг.
|
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
8 мес. 2010г |
||||
Объем импорта в РФ, тонн |
Доля объема в 4 квартале, % |
Объем импорта в РФ, тонн |
Доля объема в 4 квартале, % |
Объем импорта в РФ, тонн |
Доля объема в 4 квартале, % |
Объем импорта в РФ, тонн |
Доля объема в 4 квартале, % |
Объем импорта в РФ, тонн |
|
Австрия |
274492 |
27,1 |
314395 |
28,0 |
349945 |
21,6 |
256973 |
29,8 |
199472 |
Бельгия |
722563 |
27,5 |
777767 |
26,5 |
842964 |
23,6 |
622493 |
26,0 |
448584 |
Германия |
2859036 |
30,6 |
3185578 |
26,8 |
3547726 |
22,1 |
2505237 |
26,5 |
1985631 |
Испания |
312500 |
25,1 |
328177 |
28,0 |
370011 |
25,5 |
275292 |
25,3 |
208481 |
Финляндия |
1647516 |
26,1 |
1746684 |
26,0 |
1811818 |
22,0 |
1430420 |
26,9 |
1008331 |
Франция |
629313 |
29,6 |
720978 |
25,7 |
734454 |
21,9 |
543029 |
26,1 |
403420 |
Италия |
871058 |
30,4 |
1013909 |
27,7 |
1031774 |
24,1 |
691163 |
27,9 |
519003 |
Литва |
650572 |
29,0 |
801258 |
23,4 |
976914 |
25,4 |
661088 |
27,1 |
509523 |
Нидерланды |
947170 |
27,8 |
1056746 |
24,7 |
1002796 |
22,7 |
837035 |
25,2 |
529051 |
Польша |
1431691 |
26,9 |
1530332 |
26,7 |
1633684 |
22,8 |
1621941 |
23,7 |
1301323 |