Польша-Россия: «торг непримиримых»

http://www.adc-tehnika.ru/content/praktika-gruzopotoka/4304/Polsha-Rossiya-torg-neprimirimyx/

7.jpg

Андрей Павлюченко, директор ИООО «АРТ ЛОГИСТИК» (группа компаний TELS)


Затянувшийся кризис в переговорах транспортных ведомств Польши и России о контингенте разрешений на международные перевозки на 2011 год приносит заметные убытки обеим сторонам. Но, по мнению экспертов, шансы на разрешение этого конфликта в ближайшее время очень невелики – стороны ведут себя непримиримо.

Немного истории. Начиная с середины 2000-х Россия с целью защиты интересов российских перевозчиков начинает сокращать количество разрешений для иностранных перевозчиков на перевозки в Россию в/из третьих стран. В частности, для поляков динамика сокращения количества разрешений в/из третьих стран выглядела так: 2005 г. – 45 тыс., 2006 год – 40 тыс.; 2007 год – 35 тыс.; 2009 год – 30 тыс. На 2011 год российская сторона сделала попытку сократить разрешения еще на 5 тыс. Кроме этого, в сентябре 2010 году российское Министерство транспорта заявило на очередном заседании Европейской конференции министров транспорта об установлении ограничений на использование разрешений ЕКМТ при осуществлении перевозок в/из Российской Федерации, что еще более сократило возможность присутствия перевозчиков других стран (включая и Польшу) на российском рынке транспортной работы.

В ответ поляки, которые видимо и так готовились отвоевывать некогда сданные позиции, твердо потребовали установить квоту разрешений в/из третьих стран на уровне 35% от всего контингента разрешений, что составляло около 75 тыс. данных разрешений. (Подобный подход – привязка количества разрешений в/из третьих стран в процентах от общего контингента – был согласован между польской и российской сторонами еще в 2004 году в Санкт-Петербурге на прошедшем там заседании смешанной комиссии.)

Уступая требованиям российской стороны, Польша в последствие сократила свои амбиции с 75 тыс. до 62 700 разрешений в/из третьих стран. Последняя позиция Польши изложена в письме министра транспорта Польши в адрес министра транспорта России в декабре 2010 года: это 33% разрешений в/из третьих стран (62 700 разрешений). Однако, и это количество, по мнению российской, стороны в 2,5 раза превышает то, что было выделено полякам в 2010 году. Письмо министра транспорта Польши завершалось словами: «данное предложение является окончательным, а отсутствие акцептации будет рассматриваться как окончание наших обсуждений». С той поры Польша уже не сделала ни одной уступки. Россия тоже осталась непреклонной, теряя при этом так нужные ей разрешения на транзитные перевозки через Польшу.

Ситуация стала обрастать и некоторыми «драматическими» подробностями. Те автомашины, как польские, так и российские, которые не успели выехать с сопредельной территории до 15 января (принятого обеими сторонами срока окончания действия разрешений 2010 года), скопились на границе. Польская автомобильная ассоциация ZMPD 19 декабря организовывает для своих водителей, «застрявших» на границе с РФ, двухразовое «горячее питание». (Шутка этого периода: надо предложить сторонам организовать обмен водителями, как обмениваются заложниками или шпионами.) Предложение россиян продлить разрешения еще на 15 дней - до 31 января, чтобы перевозчики могли выехать на свои территории, польская сторона отвергла, как и предложение обменяться одной тысячью разрешений для «разруливания» ситуации. В результате Ространснадзор, вопреки позиции АСПАМ, начал выпускать польских перевозчиков с территории РФ при условии оплаты ими соответствующего штрафа за перевозку при отсутствии разрешения. Аналогичным образом поступила и польская сторона, однако штрафы, которые вынуждены были оплатить «задержавшиеся» в Польше россияне, в десятки раз превышали российские, оплаченные поляками.

Нельзя сказать, что противоборствующие стороны не пытаются найти решение, которое смогло бы удовлетворить всех. Однако, состоявшаяся 25 января т.г. в Светлогорске (Калининградская обл., Россия) очередная встреча результатов снова не принесла, да и не могла принести, поскольку здесь встречались лишь руководители национальных ассоциаций перевозчиков, которые и являются выразителями интересов своих транспортных компаний.

Сложившееся противостояние министерств транспорта и ассоциаций международных перевозчиков России и Польши продолжается. Зная решения, принятые представителями ряда российских транспортных компаний в поддержку позиции Минтранса России, настроения представителей АСМАП, позицию руководства польской ассоциации ZMPD, можно с высокой долей вероятности предположить, что обоюдоприемлемого решения в ближайшие дни достигнуто не будет.

Пока высокие стороны "договариваются", рынок приспосабливается к ситуации. Те из российских перевозчиков, кто оказался прозорливее, запаслись чешскими и словацкими разрешениями и возят грузы в объезд Польши. Некоторые перевозчики Польши и России нашли взаимопонимание на «низовом уровне» и взаимодействуют, организуя при посредничестве экспедиторских компаний перевалку грузов, а также перецепку полуприцепов, следующих в Российскую Федерацию на территории Беларуси и Литвы. Условия для этого имеются. Сложившаяся ситуация в определенной степени способствует укреплению позиций белорусских и литовских транспортных компаний, чьи министерства и ассоциации сумели еще в конце минувшего года договориться и обменяться необходимыми бланками разрешений для выполнения перевозок как по территории России, так и Польши.

Участники рынка грузоперевозок продолжают следить за развитием событий. В польских СМИ появилась информация, что переговоры планируется возобновить лишь 31 января в Париже. Пресс-секретарь министерства инфраструктуры Миколай Карпиньский (Mikolaj Karpinski) признает, что переговоры с россиянами будут сложными: «Российские условия по лимиту перевозок неприемлемы».